Переломный момент этого лета пройден, и наконец можно обо всём написать.
23 июля я прошла Т100 — самый большой, в 107 км, маршрут Golgen Ring Ultra Trail. Цель «пройти и выжить» была вполне амбициозной, потому что до этого я бегала исключительно асфальтовые марафоны. Где-то за месяц до дня икс я начала специально готовиться к бегу по траве и грунту: перенесла тренировки с асфальта на Крылатские холмы, сбегала 23 км со «Спортмарафоном», бегала исключительно в рюкзаке с гидратором. Всё это здорово мне потом помогло, а собственно забег дал опыт, который не терпится применить (к тому же я хочу реванша).
Этап 1. Тренировки
О Крылатских холмах. Первую трейловую тренировку в 23 км я устроила себе по обочине велотрека, отчиталась тренеру и немедленно отхватила: велосипедист может тебя сбить, вылетев на обочину, объяснил он. Вероятность этого невелика, но эпитафия «вероятность была невелика» на могилке, если что, будет слабым утешением. Я с некоторым содроганием вспомнила свой первый беговой клуб, где так называемый тренер проводил занятия на асфальте велотрека.
Поэтому дальше я тренировалась на тех же холмах, но вдали от трассы; по рельефу это место представляет собой большой разветвленный овраг с прекрасными, очень подходящими для моих целей крутыми глинистыми склонами, сетью тропинок, высокой травой, ручьями и мостиками. Для развития стойкости в бедствиях очень хорош путь со дна оврага к смотровой площадке, с градусом подъёма примерно как у эскалатора в метро. Но и тропинка к церкви Рождества — тоже ничего, по крапиве, навстречу верующим с бидонами освященной воды. Единственный минус этого места — собачники, но они везде, и в выходные их значительно меньше, чем вечером в будни.
Кроме того, в фб-группе «Трейлраннинг» я увидела объявление от «Спортмарафона» об открытой тренировке в Раменках; туда на электричке, 23 км по лесам и болотам, на электричке назад. Я тут же записалась, и в назначенное время присоединилась из двух групп к более медленной, которую вел Антон Жилин. Было очень круто. Антон устроил нам, как я потом поняла, мини-Суздаль. Всё то же самое: грунт, грязь, броды по заболоченным участкам, поваленные деревья — перелезая их, можно немного отдышаться. Заполучив живого эксперта, я засыпала его вопросами; запомнилось, что «если вы не бегали трейл 50 и 80 км, то сотню будете большую часть просто идти». Так и вышло, хотя и не по причине недостаточной выносливости.
Этап 2. Экипировка
С трейловыми кроссовками мне очень повезло. Купила я их в «Спортмарафоне», попав на очень классного информативного консультанта, который, послушав, куда я собралась, посоветовал мне Hoka One One Speedgoat как идеально подходящие для забега по равнине (Salomon Speedcross, на которые я тоже смотрела, подходят скорее для горных трейлов). «Спортмарафону», пользуясь случаем, хочу выразить своё восхищение: они не просто экипировку продают, а создают вокруг магазина комьюнити, регулярно проводя открытые тренировки и лекции (расписание вот, посмотреть уже прочитанные лекции можно здесь).
Помня дикий холод на тренировке в Крылатском, когда я всего лишь при 18 градусах попала под ливень, я оделась в тонкий технологичный лонгслив Nike и их же длинные тонкие треники, а в заброску положила термобелье (не использовала, а между тем оно под конец было бы очень кстати; впрочем, переодевать его на привале негде, если уж надевать — то сразу). В целом с одеждой всё было нормально.
Рюкзак с гидратором я купила в Декатлоне, и он отлично отработал. Надпись 5 литров (да ладно!) вызывает с первого взгляда сомнения, но они напрасны: в него действительно очень много влезает, помимо литрового пузыря с водой. Все мои гели вошли бы точно, и не нужно было брать неудобную поясную сумку.
Чтобы не трястись из-за воды, взяла ещё индивидуальный фильтр Lifestraw, с которым можно пить прямо из природного водоёма. Ни разу во время забега не использовала, но с ним было намного спокойнее. Собираюсь его брать на все большие трейловые забеги.
Гелей набрала с некоторым запасом, 14 штук, из которых большая часть — 75-граммовые. Съела почти всё. Гели GU из стартового комплекта оказались, на мой вкус, слишком тягучими и сладкими. Очень хороши Sis, хоть и дорогие. Баланс «цена-качество» — Enduro Carbo Snack; неожиданно хорош оказался дешевый польский Carbofull, который я предусмотрительно протестировала на домашней тренировке.
Часы у меня были — старые любимые Garmin Vivoactive, о которых я писала в этом блоге. Они проработали 84 км и разрядились, но и 84 км для смарт-часов — ого-го. Трека в часах не было, потому что у этой модели нет такой функции.
В телефон я закачала GPS-карту трассы и перед стартом убедилась, что всё работает.
А теперь — с какой экипировкой вышел прокол.
Для чего перед забегами проводится экспо? _Чтобы_ купить водонепроницаемый чехол для телефона, конечно же. Нет, козырек и эмалированная кружечка с символикой GRUT — это тоже хорошо. Но они никак не пригодятся, когда до финиша ещё 15 км, а уже садится солнце и становится плохо видна разметка. Спасти телефон с картой — не менее важно, чем обеспечить себя водой.
В Декатлоне я купила косметичку, сделанную вроде как для защиты от воды, и положила туда кроме телефона бумажную карту. В середине маршрута вылила из косметички слегка нагретую от тела болотную воду. Я утопила свой телефон на 30-м километре, не убрав его во время одного из бродов, но если бы и убрала — он был обречен.
И ещё — носки. Я купила все в том же Декатлоне отличные тонкие носки из технологичной синтетики. Гамаши для защиты обуви, которые советовала Ольга в памятке для наших бегунов, я как-то не встретила и забила — а зря. От всей грязи они бы не спасли, но от части бы спасли. Потому что самое неприятное в трейле, если не считать прямых угроз жизни — это песок и глина внутри носка. Решение одно: взять с собой несколько пар носков и время от времени их менять. Я взяла только одну пару, рассчитывая на большой привал на 69-м километре, но этого мало, нужно больше.
Кроме того, от травы у меня постоянно развязывались шнурки, завязанные двойным узлом; гамаши решают ещё и эту проблему.
В полях очень сильно донимали насекомые; поймешь тут страдания Ио с её оводом. Видела одного малого в накомарнике и сильно ему позавидовала. Репелленты не спасают, тем более что после бродов они смываются всё равно.
Ну и самый заметный фейл. Мы с Ольгой обе положили в заброски налобные фонари, и обе их там оставили. В 16.00, находясь на 70-м километре, мы были уверены, что финишируем до темноты. Зря! Последние километры до финиша были не просто очень холодными (брод до горла на 95-м километре + вечер + лес), но и очень страшными. Мне очень повезло, что в этот момент рядом была Ольга — опытный походник. Потому что я с наступлением темноты превратилась в испуганного ребенка, который только и может, что идти, куда ему скажут.
Этап 3. Собственно гонка

При всех возможных возникающих вопросах к организаторам я очень благодарна за GRUT. Случилось главное приключение лета — большое, многомерное, полное новых запахов и незнакомой жизни. В следующем году я собираюсь повторить маршрут, если он останется прежним, чтобы и гештальт закрыть, и просто пройти по тем же местам ещё раз.
(А трасса может измениться. По рассказам опытных участников, первый маршрут Т100 в 2015-м году был вообще без бродов, второй, в 2016-м — с бродами, но в два круга, что гораздо безопаснее для участников и удобнее в плане организации, чем один большой круг по лесам. Это был очень сложный трейл даже для опытных пользователей: где-то треть — болота и броды, треть — поля с грязевыми тропами, и треть — относительно комфортные грунтовые дороги и утоптанная трава. Что сделает Михаил, если решит в 2018-м добавить жесткача — напустит крокодилов? Меня бы устроило повторение трассы этого года, если можно).
Я бежала и думала, что в идеальном мире именно так выглядело бы воспитание патриотизма: привести детей в лес, рассказать им, как называется каждое дерево и каждая невидная травка. Чтобы они увидели природу России своими глазами, а не на картинке и не из окна поезда. На 36-м году жизни я обнаружила, к своему стыду, что до сих пор не видела толком страны, в которой живу, а она невероятная. Стоит продвинуться как следует в лес — кругом творится Васнецов, а ближе к вечеру — Билибин с драматичными тенями.
Встать в 4 утра было легко; старт под Highway To Hell тоже придал бодрости. Первые километры трассы шли по городу, который наш Саша Кубрак за историческую сохранность назвал русским Брюгге.
Путь по полям был поначалу вполне комфортным, но потом омрачился стартом Т50. Тропа и у Т30 (самый массовый старт), и у Т50, и у Т100 — на больших кусках трассы одна, и довольно узкая, разойтись бегом нельзя. Старт с промежутком в полчаса-час дает некоторую фору, но спортсмены Т50 ориентированы на большую скорость, чем Т100, и лидеры Т50 догнали хвост Т100 довольно быстро. В результате этого спортсменов Т100 постоянно сгоняли с тропы в траву — когда корректным «Осторожно, слева», а когда и гопническим «Оп-оп-оп», как животных. (Не перестаю удивляться тому, как мало надо некоторым людям, чтобы не относиться по-человечески к окружающим).
Перед уходом на автономку случился Cascade Challenge — это несколько крутых подъёмов и спусков подряд. Вот где мои Hoka Speedgoat показали себя во всей красе, хоть они и не горные! Я двигалась по склонам, как муха. Заодно очень пригодился совет одного из наших спортсменов насчет строительных перчаток — действительно, хвататься в них за стволы и ветки гораздо удобнее, чем не хвататься вовсе или делать это голыми руками.
После развилки Т50-Т100 стало поспокойнее. На два-три километра я осталась одна, и это было восхитительно — в лесу уединение гораздо полнее и чище, чем на длинных забегах в городе.
На 29-м километре был большой пункт питания с водой, которая к моему появлению закончилась, а новую ещё не привезли. Воду ожидало довольно много народу; я покрутилась около спортсменов, съела апельсинов сколько влезло, похвалила себя за предусмотрительность (полный гидратор) — и приготовилась отбыть в лес. Дожевывая апельсин, увидела, как из леса к ПП выбегает ебанько в трусах: этот товарищ с голым торсом не взял с собой не только гидратора, но, по его виду судя, вообще ничего. Его встретили громким ржанием с различимой нотой злорадства. На самом деле, получился действительно некоторый прокол со стороны организаторов, тем более что вода закончилась и на 70-м километре тоже (там нам с Ольгой повезло, воду привезли одновременно с нашим появлением, а кто-то ждал минут по 40).
После ПП на 29-м километре начались болота. Первый брод, с водой до жопы, был так — промочить ноги; второй, с погружением до шеи, воспринимался уже посерьёзнее. Но на самом деле броды (если тепло) — вещь гораздо менее неприятная, чем длинные заболоченные участки.
В самом начале первого большого болота я встретила Ольгу и какого-то незнакомого малого, который помогал ей выбираться. Там были настоящие, хоть и неглубокие, трясины; целиком не засосет, но кроссовок отожрать может. Нужно было очень сильно толкаться и перемещаться быстро. Дальше болота попадались не такие депрессивные, а может, мы просто к ним привыкли.
Я предложила Ольге идти дальше вместе. Во всей этой трейловой афере это было, наверное, самое разумное решение. Вместе было гораздо спокойнее, тем более что для Ольги эта сотня была тоже первой. Там, где была хорошая дорога, я перемещалась гораздо быстрее, чем Ольга с её сознательно выбранным минимальным темпом; есть вероятность, что иди я одна, я успела бы к закрытию финиша (мы опоздали на час с небольшим). Но есть гораздо большая вероятность, что одна я бы не вышла из леса вообще: телефон с картой вырубился на 30-м километре, описания трассы я не помнила, а разметка временами пропадала — это некритично, если вы с картой, и фатально, если без. Ольга же _выучила_описание_трассы_наизусть_. Так что в том, что я вышла из леса живой, по большей части её заслуга.
Этап 4. После финиша. Итоги
Последние несколько километров были инфернально страшными — и это очень хорошо, что я застала темноту, прочувствовала всю глубину пиздеца. Ольгино знание трассы выручало особенно, когда разметка перестала быть видна; почти стемнело, когда мы миновали последний глубокий брод по шею (95-й километр), и стемнело совершенно, когда мы выбирались по полям к Гелиопарку.
Самый тяжелый участок: выматывающая грязевая тропа в поле вдоль леса, последняя четверть пути. Т30 и Т50, тоже здесь бежавшие, вымесили влажную глинистую почву в грязевую колею с двускатным твердым хребтом посередине; бежать пришлось враскоряку, очень медленно, с постоянным риском поскользнуться.
Самый красивый участок: залитая солнцем дорога между двумя мертвыми заболоченными березняками, симметричная и фантастическая.
Самый спокойный участок: первая автономка на 40 км. До старта автономные участки рисовались чем-то вроде черной дыры, в реальности они прошли сравнительно легко.
Тренер встретил нас за километр до финиша, злой, а впрочем, довольный, что мы вообще живы.
На самом финише, уже закрытом, специально для нас включили финишный музон (что-то невероятно знакомое, но пошазамить я бы не могла, даже если бы хотела).
Медали нам вручал Михаил Долгий лично; вместо «спасибо» я сказала: «А рюкзак?» (Рюкзак Т100 занимал мои мысли всю трассу, надо сказать — я же как-никак фэшн-блогер). Михаил посмотрел на меня укоризненно, сказал «последний», и отдал мне рюкзак, сняв его с себя. И добавил: «Ну ты же понимаешь, что на самом деле не финишировала». Ещё бы, как тут не понимать. (Уже сильно после, поревев и порефлексировав вдоволь, я выбросила медаль как незаслуженную. Рюкзак и худи оставила. Да, последовательность — не самая сильная моя сторона).
GRUT был великолепным приключением и отличной тренировкой. Я хотела пощупать свои пределы — и это сделала; кроме того, получила много полезной информации и расставила для себя приоритеты и в том, как бежать, и в том, что брать с собой.
На волне постфинишного энтузиазма я даже купила часы, о которых вздыхала все беговые годы — Suunto Ambit3 Peak Sapphire. Они способны, помимо прочего, работать в режиме GPS до 50 часов, если поставить отклик пореже (а группе «Трейлраннинг» я прочитала, что их ещё и на бегу можно заряжать). Это мне пригодится.
Дело в том, что через несколько дней после GRUT открылась регистрация на суточный бег, и тренер предложил мне подать заявку. Раньше бы, говорит тренер, у меня бы и мысли такой не возникло, но после 19 часов трейла — почему бы и нет? Ольга тоже бежит. Я думаю, что всё будет хорошо, и вот почему.
Против ожиданий, GRUT стал для меня не выходом из зоны комфорта, а наоборот, вбеганием в неё. За 107 км и 19 часов я практически не выложилась; устала, как после интенсивной тренировки, не более того. У меня есть определенные преимущества, но они становятся значимы только на сверхдлинных дистанциях. Вот в этом направлении я и буду дальше двигаться.