«Новое платье империи» Кристин Руан

«Новое платье империи» Кристин Руан

Раньше я наивно полагала, что легкая промышленность в России была разрушена коммунистами; что до революции она,  какая-никакая, была, а потом её истребили вместе со всем остальным. Если ваше детство прошло в СССР, вы помните унылые полки магазинов и судорожное, болезненное внимание к любой импортной вещи — и это на фоне официальной пропаганды, клеймившей «мещанство».

Как в условиях плановой экономики могла развиваться индустрия моды? Понятное дело — никак. То есть формально мода была: функционировал Дом моделей, даже проводились модные показы, Слава Зайцев и всё такое. Но на деле — сами понимаете. Ложь и двоемыслие пронизывали всю советскую действительность; разница с нынешним положением дел — в том, что в системе двоемыслия абсолютно все граждане на самом деле понимают, где верх, а где низ. Я помню совершенно чудовищные образчики моды в журнале «Работница»; ребёнком я удивлялась: кто это будет носить? Для каких это людей? Ведь их же засмеют! А потому что двоемыслие. Никто и никогда не собирался это носить, но должна же быть в стране мода? Вот она — есть. Не хуже, чем у соседей.

На самом деле, конечно же, хуже, и все это понимали. Но, вы знаете, я лично связывала такое положение дел исключительно с совком. Почему-то думалось, что уж до революции-то было получше. И вот мне попалась эта книга Кристин Руан.

«Новое платье империи» — это с Петра Первого и до прихода большевиков, двести семнадцать лет. С подзаголовком «История российской модной индустрии» такие временные рамки понятны: до Петра пошив платья на Руси просто не был индустрией.

Вынужденное переодевание в европейский костюм не только стало толчком промышленного развития, но и определило на десятки и сотни лет подражательный характер российской моды; мы до сих пор всё бежим за Европой, пытаемся догнать, и всё не поспеваем.

??????????

Кристин Руан не делает таких обобщений, оставляя это читателям; её обобщения носят, если можно так сказать, местный характер, по отдельным группам фактов, по документам. Вот главы: «Гендерные аспекты шитья в России» — а это про то, что престиж шитья, как женской работы, был нулевым; «Модная пресса в царской России», «Облачённые в мечты: одежда и национальная самоидентификация», «Покупка одежды в царской России». Убрать из повествования слово «царский» — и получится правдивая картинка, когда метафорическая, а когда и буквальная — сегодняшней российской моды.

??????????

Вот эта неизменность меня и поразила больше всего. Иностранное всегда — со времён Петра — считалось лучше, интереснее и качественнее, чем российское, и это длилось весь восемнадцатый, весь девятнадцатый, весь двадцатый век. Понятное дело, что источником идей, модных новинок, технологий — почти всегда, кроме отдельных случаев, был Запад.

DSCN2239

??????????

Свою промышленность нужно развивать, но как это сделать? Со стороны правителей — вкладывать в своих производителей ресурсы, давать им налоговые льготы? Или — если мы говорим о самих предпринимателях — неужели вступать в конкурентную борьбу?  Нет, лучше прижать иностранцев, нечего им тут процветать. Ну и что, что они одевают всю Россию. А вот выгоним иностранцев, и тут — знакомая песня, правда? — словно по волшебству, должны расцвести и заколоситься российские производства, задавленные западными конкурентами. Чудовищные истории компаний «Зингер» и «Мандль», их российских отделений, расправа с их руководством на волне антинемецких настроений 1914 года — всё это вызывает острый стыд за родную страну, хотя прошло уже сто лет. Внутренняя и внешняя политика по типу «Господи, выколи мне глаз» имеет у нас — в частности, в индустрии моды — давние традиции.

DSCN2251

Книга написана достаточно сухо, сдержанно, без эмоциональных оценок — только факты и  их корректное обобщение. Много фотографий, и фотографий нетипичных, как и приводимые в книге сведения; никогда, ни на каком уроке истории России в своей стране я не слышала того, что прочитала в книге американки с иллюстрациями из Библиотеки конгресса.

Наверное, вы обратили внимание на подписи к фотографиям. Это тоже очень интересный момент; я поймала себя на том, что ожидала увидеть приглаженно-нейтральные комментарии. А тут оп: «Плохая подготовка портнихи». Это не очернение действительности; это, напротив, бесстрастность исследователя. Пропорции нарушены — зафиксируем, потому что это факт. Удачные «луки» и события отмечаются с той же тщательностью.

??????????

Книга издана в 2011 году, её ещё вполне можно найти. Свой экземпляр я купила в чудесном питерском книжном «Порядок слов».

7 комментариев на «“«Новое платье империи» Кристин Руан”»

  1. Наталья, спасибо большое за ваш труд и ваш блог! 🙂
    Меня очень интересуют вопросы композиции и пропорций в одежде. Не могли бы вы посоветовать ,что можно почитать на эту тему?
    Спасибо!

    • Здравствуйте, Светлана! Спасибо:)
      На тему пропорций и композиции — это к стилистам, конечно. О пропорциях и о работе с ними много пишет Роман Медный, в частности, в разделе «Женский стиль» на своем сайте (полистайте, там много): http://medny.ru/style/zhensky-stil/
      Кстати, о книге «Новое платье империи» я узнала из поста Романа Медного про Александра Васильева.

      • спасибо! 🙂
        я вот, как ни старалась, так и не поняла, почему в фотографии из книги пропорции неправильные (

  2. Думается мне, это проявление национального характера. Это изгибы менталитета. С модами и шитьем у нас то же, что и, к примеру, с автомобилестроением. Подражательство, приглашение лучших западных умов (итальянцев, немцев, французов), и так почти сто лет, а результат вызывает смесь жалости и испуга. Почему? Потому что не интересно. Серьезного интереса у русского человека эта проблема не вызывает. Лишь бы ездило и не глохло. Лишь бы не жало в талии и не натирало. Вот в космос полететь — это да, это дело. Или сделать лучший в мире танк — пожалуйста. Во многом остальном нескончаемая «плохая работа портнихи».

  3. Большое спасибо за рецензию, давно присматриваюсь к этой книге. Судя по вашему отзыву, она во много похожа по сути на «Жизнь в российской усадьбе» Патриции Рузвельт — тот же крайне любопытный взгляд со стороны, фиксирующий то, что никогда не зафиксировали бы свои исследования.
    Правда, мне кажется, вы смешиваете разные понятия. И ориентация на запад — стилистическая или какая-то еще — совсем не противоречит наличию в стране легкой промышленности и модной индустрии. Которую потом действительно и развалили.

    • Спасибо, Катерина, за полезную ссылку. А я где-то утверждаю, что ориентация на Запад противоречит наличию чего бы то ни было? Вы уверены?

      • ну, у меня сложилось такое впечатление по началу текста. возможно, я не вполне верно поняла вашу мысль )

Добавить комментарий для robotesse Отменить ответ

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: