How To Be Cool: каким быть, чтобы нравиться

Разумеется, это не из личного опыта, а из наблюдений: самой мне в этом смысле хвастать особо нечем. Навязчивое и безудержное поклонение окружающих — это та проблема, с которой я рискую столкнуться меньше всего.

К счастью, и волнует это (в применении к себе) по минимуму. Я понимаю, что цена поверхностной симпатии, пусть даже многих людей, что в блогосфере, что в так называемой реальной действительности — не очень высока; сегодня тебя типа любят, завтра ты надоел и тебя забыли, и никому не объяснишь, что ты по-прежнему такой же классный.

Однако же я собираюсь и дальше работать как журналист, и, получается, придется иметь дело с массовым мнением. (Так я пытаюсь через практическую необходимость объяснить свой на самом деле жгучий интерес к вопросу. Как они это делают? Как?)

Сегодня ещё у нас был интересный и весьма вдохновляющий разговор с Машей Новиковой, хозяйкой грамотного и процветающего модного блога; разговор странный отчасти, потому что велся людьми с абсолютно разными ценностными установками и целями в той же блогосфере. Маша — профессиональный пиарщик, и очень понятно, почему все оценки с её стороны были связаны с попаданием в ЦА и с количеством просмотров. Что касается информации о брендах и способах продвижения, я, понятное дело, мотала на ус, но вот на количество просмотров мне, похоже, почти наплевать. То есть если их будет больше, мне будет приятно, но я не стану как-то сознательно резать и упаковывать то, что делаю, в удобные порционные пакетики, просто потому, что не отношусь к своим писаниям в блоге как к продукту, и не собираюсь их продавать (или через них продавать — ну да это одно и то же).

Не собираюсь, а все вокруг (аффилированные с блогосферой и модой, конечно) почему-то думают за меня, что я пытаюсь, но не умею. Это неприятно, но надо же людям думать хоть что-то? Вот и мне, например, в моём беспонтовом внерейтинговом углу интересно подумать про то, что привлекает; не ко мне, бог с ним, а вообще.

Начну с извинения за английское слово уже в заголовке. Дело в том, что нормального аналога в русском нет — чтобы точного и стопроцентного. Есть вяловатые, непопадающие синонимы: «крутой», «классный», «клёвый», ну ещё «модный», хотя последнее захватывает меньше всего нужного смысла. Подошло бы слово sprezzatura, которое использует в книге «Денди» Ольга Вайнштейн — изящная непринуждённость аристократа, безошибочная стильная лёгкость; но и слово это, и тем более само понятие — совсем не наши, не относятся к нашему обществу, особенно сейчас.

Строго говоря, обаяние, способность нравиться, мнение окружающих (что ты крут) и успех у читателя — вещи разные, но я сознательно валю всё в одну кучу, потому что всё это связано, у блогеров, по крайней мере.

Итак: how to be cool, или каким быть, чтобы тебя любили, читали и приглашали.

  1. Нужно быть заметным в чём-то простом и зрелищном, чтобы крутизну мог оценить любой, не имея квалификации. Чтобы результат был всем виден, а подготовка — по минимуму. Хорошо подходят танцы: вышел и всех поразил. Здорово быть диджеем и стоять за вертушками. Не обязательно и даже нежелательно зарабатывать танцами и миксами на жизнь: вы же так, развлекаетесь. Вообще, слава ленивого гения подходит идеально. Effortless — вот ключевое слово. Поможет красивая внешность, её тоже может оценить любой, но здесь не так однозначно: во-первых, это дело очень субъективное, во-вторых, красота часто на самом деле людей бесит и вызывает зависть.
  2. Нужно быть в группе, но при этом выделяться. Одиночки окутаны таинственным ореолом только в романах, в RL они вызывают у большинства подозрение и даже жалость (часто ничем не обоснованную). Моего начальника Диму мужик из другого отдела участливо спрашивал: а почему Наташа одна ходит обедать? А я-то хожу либо одна, либо с подругой, которая бывает в офисе не каждый день, либо с тем же Димой, то есть очень избирательно хожу. Но сам вопрос очень показателен.
    В нашем обществе успешность тесно связана со спросом в самом грубом, товарном смысле. Поэтому хотите выглядеть крутым — вам нужна группа фанатов и последователей, и не такая, что «оба моих фаната заболели».
  3. Важно умение ловить тенденции до того, как они станут мейнстримом. Например, Саша Боярская, амбассадор Nike Running в России, начинала бегать и писать о беге задолго до того, как это стало в Москве популярным. Сейчас бегают все — и это как раз показатель того, что тенденция давно умерла, и уже скучно, уже не cool. Сейчас кто-то крутой и классный может бегать только вопреки массовой моде.
    Между суперновым крутым хобби и очередной придурью — тонкая грань, и где человек окажется во мнении окружающих, зависит целиком от способности положительно влиять на это мнение, ну и от наличия у него всех остальных предпосылок крутости. В общем, если вы вдруг начали спасать морских котиков или вышивать гладью — то, кинутся ли остальные повторять за вами, зависит не только от самого хобби, но и от вас как от личности, и от вашей способности угадывать массовые настроения.
    Кстати, привлекательная внешность из п.1, товарный спрос из п.2 и умение ловить новое — соединяются в ещё один признак (но он не так важен сам по себе, если остального нет): в молодость. Молодому чуть легче быть cool, но если причина того, что вас слили, в утрате молодости — это всё-таки не годы виноваты, а неудачно расставленные приоритеты. Вы слишком много поставили на гладкость и упругость, в ущерб другим ресурсам.
    Кстати, иногда здорово быть новичком — но обязательно удачливым и многообещающим. Этот момент есть в книге «Модный Вавилон», в откровениях дизайнера: всех интересуют начинающие, кто представляет свои коллекции первый сезон; тебя хотят, о тебе пишут; проходит пара сезонов — всё, как молодой дизайнер ты уже никому не интересен, и журналисты пишут о новых надеждах. (Кстати, я уже пережила этот льготный период и как блогер, и как журналист).
  4. Уверенность в себе. Причём фальшивая, выращенная на тренингах — не катит. Мне кажется, это самый главный признак. Не дутое эго, а уверенность в своих действиях, имеющая за собой внятные представления о том, как надо (например, Илькин Бахшиев в дизайне). Лютая и бескомпромиссная уверенность в своих чарах вопреки всему тоже приносит результаты, вспомните Карину Барби или вот этого чувачка из музея мемов. А нормальная, без патологий, уверенность проверяется и укрепляется просто — самоиронией. Вот как выглядит Альбер Эльбаз: толстенький, смешной, совсем не Аполлон, он — стильный и совершенно прекрасный, и его галстуки-бабочки хочется копировать.
  5. Нужно целить выше, чем просто в популярность. Как раз те, кто больше всего мечтают о крутизне, крутыми не бывают никогда. Это как с фитнесом и танцами. Кто мечтает похудеть и думает только об этом — часто достигает скромных результатов при огромных затратах времени и сил. Но стоит обрести спортивные амбиции, захотеть что-то выразить в танце, и вообще поставить цель выше, чем просто тело — тренировки идут одна за другой, человек пашет на результат, мысли уходят от веса, а вес уменьшается сам собой. Так и здесь. Круты и интересны люди, занятые интересным, нужным и непростым делом, и делающие его хорошо, с непринуждённой лёгкостью, без особой оглядки на чужое мнение.Парадоксально, но если вы очень-очень хотите стать крутым — надо прежде всего перестать этого хотеть, а самый простой способ это сделать — обрести нормальную цель, желательно приносящую пользу хоть кому-то ещё, кроме вас.
  6. Гламур. К стразам и леопарду не имеет отношения, ведь гламур в первом значении — это чары, видимость, мечта; это красивая картинка с пустым местом, куда зритель может подставить себя. Это умение так рассказывать о себе, особенно визуально (например, в инстаграме), чтобы людям захотелось туда, на ваше место.
  7. Дистанция, компонент гламура. В том, чтобы быть крутым, она настолько важна, что я даже вынесла её в отдельный признак. Между вами и вашими предполагаемыми фанатами дистанция должна быть тем больше, чем вы на самом деле обыкновеннее. Если вы просто учитесь на первом курсе меда в Смоленске, шансы покорить сердца однокурсников у вас среднестатистические; а вот если вы при этом африканский принц, пусть даже всего лишь сын какого-нибудь маленького царька, ваши котировки взлетают. Люди не знают, как оно там, у принцев. Им интересно. Детей страшно привлекает всё взрослое — почему? Потому что они не знают, что это такое.Очаровывает то, что покрыто тайной; женские журналы учат, что летящие юбки, драпировки и тэ дэ соблазняют лучше, чем декольте и мини. Пример затасканный, но верный.

    Это касается и биографии (если она у вас обыкновенная). Если вы выросли в Нижневартовске в рабочей семье — этот факт добавит вам баллов, только если вы сейчас миллиардер. Вообще, люди любят истории про Золушек. Но если вы не миллиардер, а всего лишь wanna be, формулировка «вырос на Севере» подойдёт вам лучше, чем вариант с подробностями. Этот момент прекрасно понимала героиня фильма «Москва слезам не верит», затевая мистификацию с профессорской квартирой.

    И в общении — сколько раз замечала. Стоит с момента знакомства начать человека внимательно слушать вместо того, чтобы с ним спорить или кидать понты — он через некоторое время начинает давать непрошеные советы, вести себя с тобой как с подчинённым; побывав пару раз в таких ситуациях, я для себя сделала вывод, что просто слишком рано пустила этих людей в близкий круг — а туда вообще не стоит пускать тех, кто так легко принимает вежливость и доверие за слабость.

  8. Нужно легко читаться и быть понятным. Это находится в некотором видимом противоречии с пунктом про новизну, но на самом деле в этом и трудность — сочетать. И чтобы новое, и в то же время чтобы это новое укладывалось в знакомые очертания.У людей должна быть некая готовая полочка в мозгах, куда вас положить. Если вас положить некуда, человек испытает неприятные эмоции, а вас выкинет (не менять же ему из-за вас картину мира).Ассортимент готовых полочек есть в сказках (но для них требуется перевод на современный язык) и в массовой культуре, с ней проще, да она часто и замешана на тех же сказках (фильмы ужасов, например, почти всегда повторяют сюжетную схему народной волшебной сказки по Владимиру Проппу — и чем тупее ужастик, тем ближе он к древним образцам). Мощнее всего на эмоции массового зрителя действуют современные образы на основе сказок — вспомните фильм «Красотка», аналог «Золушки».Кстати, о Золушке. Люди любят истории успеха, и желательно, чтобы для достижения счастья было достаточно приехать на бал (читай: оказаться в нужное время в нужном месте), а чечевицу от чего-то там ещё чтобы отделял кто-то другой, за кадром. «Золушка» — это соединение понятности («была лохушка, хуже меня»), гламура (бал, принц, туфельки) и effortless (практически весь сюжет).
  9. Последнее условие крутости в моём списке в гораздо большей степени относится к пиару, к тем самым просмотрам и индексу цитируемости, чем к собственно к крутизне. И всё же. Люди хотят и ждут готовых рецептов (предполагается, что у крутого чувака рецепт успеха точно есть). Люди хотят, чтобы кто-то крутой и сильный поделился с ними тем, как надо — одеваться, тренироваться, разговаривать, — и тогда всё само собой наладится. Желанный рецепт обязательно прост. Типа, куплю дорогую сумку (это называется «инвестировать в вещь») — и на работе повысят. Вся реклама для идиотов построена на этом («как накачаться за месяц», «как сбросить за неделю десять килограмм»). Чистый карго-культ, на самом деле, но работает, в смысле — повышает популярность и авторитет «учителя». Почему? Потому что простота решения соблазняет страшно, и люди сами помогают обманывать себя.

    Тут, естественно, существует оборотная сторона. Училки раздражают. Вот есть такая дама — Лавиния Лонд, серьёзный блогер, по профилю — типичный нормативный стилист. Значит так, посмотрели сюда, я вам сейчас всё расскажу, как надо жить — в таком духе. Надо сказать, в комментариях у неё не только трепетные почитательницы, есть и хейтеры, что очень понятно. Но — читают! Комментируют! Эмоции испускают во все стороны! Мечта пиарщика.

    Подвид простого рецепта — ролевая модель. Встречается в модных и фитнес-блогах очень часто. Имеется в виду, что блогер является неким образцом для подражания, и читатель такой: «Маша надела скейтерскую юбку, мне срочно надо такую же». Для меня этот способ делать выбор и вообще такой ход мысли — загадка, но такие люди есть. Одна девочка говорила мне с укором, с обидой в голосе: «Ты в своем блоге выбираешь вещи, как для себя! А я себя не могу в таком представить!» Не вышло из меня ролевой модели для этой девочки, короче.

    Если же вы не берёте на себя смелость указывать другим, как им надо одеваться, тренироваться и жить, или делаете это неуклюже — ну, не будет вам крутых просмотров.

Ну, и напоследок. Я же совсем нечего не сказала о «плохих парнях», обошла и вниманием и «роковых женщин».
А с этими гражданами, мне кажется, вообще всё просто. Настолько, что даже неинтересно. Важного дела и серьёзной цели там может и не быть (скорее всего), зато гламурного тумана напущено невероятно много, он и покрывает всё остальное. Если спокойно, невлюблённо разложить по полочкам действия бэдбоя, чаще всего оказывается, что руководит им не борьба против условностей или системы, а тупо эгоизм. Примеры — да какого байронического героя или какую Кармен ни возьми. Я не верю в обаяние бэдбоев. И в простые рецепты — тоже.

Картинка с WonderWoman — отсюда.

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: