«При увеличении свободного пространства и размеров самой точки ослабевает звучание письменного текста, а голос точки приобретает большую отчетливость и силу. <…>
Точка вырвана из своего привычного состояния и и набирает разбег для рывка из одного мира в другой, где она свободна от субординации, от практически-целесообразного, где она начинает жить как _самостоятельный_объект_ и где её система соподчинения преобразуется во внутренне-целесообразную. Это мир живописи. <…>
Точка — это результат первого столкновения {художественного} орудия с материальной плоскостью, с грунтом. Такой основной плоскостью могут являться бумага, дерево, холст, штукатурка, металл и т.д. Орудием может быть карандаш, резец, кисть, игла и т.д. В этом столкновении основная плоскость оплодотворяется».
Василий Кандинский, «Точка и линия на плоскости».
Я привела эту длинную цитату отчасти, чтобы разобраться самой с собственным восприятием горошка. Кандинский выбрал удивительно изящный путь мысли: от нематериальной геометрической точки — через точку на письме, материально выраженную, но подчинённую и зажатую в тексте, как в тисках — к освобождённой точке живописи, которая может быть уже какой угодно. Это и запомнилось мне из книги больше всего: что точка может иметь разные размеры, что она движется и т.д. После уроков геометрии это было прямо откровение — то есть не то чтобы явление истины, а скорее возможности вот такого взгляда на мир.
И это так до сих пор. И точки разные, и подходы, и взгляд. Я бы выделила не типы, но ориентиры.
Первый ориентир понятен и как раз недавно открылся в новом «Гараже». Я про инсталляции Яёи Кусама. В её мире партия точек пришла к власти; в Dots Obsession их просто абсолютно много, а в других работах точки объединяются в концентрические присоски, в щупальца, и постепенно подбираются к зрителю. Это такое не знающее берегов дизайнерское безумие, невольный — и оттого особенно искренний и ценный — художественный манифест без слов. Люблю такое.
Безумие, впрочем, отлично коммерциализируется. Если посмотреть на инсталляции Кусама как на фэшн, это отличный коммерческий продукт: вечный неубиваемый горошек, но с авангардно-японским оттенком.
Лукбук Yayoi Kusama & Louis Vuitton
Сумки LV с прирученными точками Кусама
В 2012 году у художницы была коллаборация с Louis Vuitton, и всего в мире было 7 именных концепт-сторов с характерными тентаклями в витринах.
Фото витрин и информация отсюда.
Мне эта история с Луи Виттоном не очень нравилась и тогда, и не нравится сейчас, правда, сейчас я уже могу сказать, почему. Как раз прирученностью безумия. Второй взгляд на точку и горошек — про уют, спокойствие, понятность, в простом (не в смысле минимализма) понимании простоту. Про герань на окне. Про ходики. Такой горошек — ровненький, он приличен до невозможности, он как учительница.
Очень приличная (в смысле герани на окошке) сумочка Bimba y Lola: горошек не просто ровный и сидит тихо, ему ещё велено быть только на пряжке.
Внутренний датчик говорит мне, что ретро-горошек — не про настоящий момент; только что был, вместе с платьЯми в пол; очень возможно, скоро снова будет (про шубу от Султанны Французовой я ни на минуту не забываю, хоть там и очень условное ретро, да и не ретро это вовсе). Но сейчас, под действием радиации современного искусства, в этот конкретный момент и в этом конкретном городе, горошки в ходу совсем другие.
Так вот, LV — чтобы уже не возвращаться — дикую точку заперли в формат дождевичка; часиков; узнаваемых сумок. То есть туда, где до сих пор был лишь простой, порядочный горошек. Когда авангард пытаются сделать понятным и коммерчески успешным — получается ни туда, ни сюда; продаётся, впрочем, хорошо — ну так это LV, как он ещё должен продаваться.
Лучше посмотрим на те прекрасные вещи с освобождённым горошком (без майонеза нафталина), что есть сейчас, рядом, в доступности этого сезона и пары кликов.
Джемпер Black by Comme Des Garcons (Second Friend Store)
Топ и юбка CG. Вообще, вся коллекция Cyrille Gassiline CG этого лета — про горошек; он чаще всего упорядоченный и вполне пристойный, но не ретро ни разу, а как раз очень актуальный.
А вот фото из лукбука новой зимы. Первая линия Cyrille Gassiline.
А вот точка стала совсем большая. Свитшот Perversus и юбка Xoxloveka из шоурума «Хохловка».
И шарф American Beauty от Radical Chic почему бы ещё раз не показать; вот он вместе с медалькой Nikewomen10k, прошедшего в эти выходные (с меня, как обычно, отчёт).
Добавить комментарий