В узнаваемый агрессивно-визуальный мир «Заводного апельсина» стилист Оксана Он поместила узнаваемые же, безукоризненно скроенные пальто, платья и жакеты; обошлось без белых комбинезонов с чёрными ботинками, а то я уже невесть что подумала, за минуту до показа увидев в инстаграме спойлер. С маркетинговой и коммерческой точки зрения — идея мне нравится: ассоциация с «Заводным апельсином» — беспроигрышный способ сделать что угодно одновременно моложе, злее и причастнее к культуре Великобритании, что само по себе готовый рецепт how to be cool.
Еще мне нравится, что из фильма выбран только визуальный ряд отдельными единицами цвета и силуэтов; весь кромешный ужас смыслов оставлен где был, и слава богу. Все смотревшие помнят безумие цветовых сочетаний в интерьерах и в одежде, черно-белые стены и манекены в баре «Молоко» (единственное не отталкивающее место во всем фильме, по-моему) и костюмы банды Алекса; все, что не являлось предметами коллекции — так или иначе отсылало к этим образам.
А ещё «Заводной апельсин» — бесконечный генератор обсуждения (что тоже в плане продвижения коллекции — просто прекрасно). Понятно, что фильм великий, много на что повлиявший, вписанный в анналы и так далее — и верю, что заслуженно; он действительно очень круто сделан. И — или, может быть, тут уместнее «но»? Но — он про «ультранасилие» и его триумф, про торжество бескорыстного зла, про отсутствие людей и чего-либо человеческого — как в кадре, так и на месте зрителя. Думаю, что невероятный успех вызван как раз этим: многих людей так или иначе притягивает зло само по себе, а уж если оно безнаказанное да с оттенком удали молодецкой (и/или если оно поддерживается государством, как в Третьем рейхе, общественными нравами, и так далее) — получается что-то вроде игры-симулятора, вроде GTA, только в реальности. То есть какая-то часть зрителей — эстеты, фанаты Кубрика — наслаждается визуальным рядом, игнорируя моральные аспекты и позицию «мир глазами выродка» (которая меня, например, вывела из строя дня на три). Я хотела бы так уметь, но часто даю слабину. Другая же часть фанатов — боюсь, балдеет именно от насилия в кадре, и (не хотелось бы так думать, но увы) имеет некоторые основания отождествлять себя с героем.
Однако вернёмся к показу. Меня восхитило как раз то, что из ассоциаций с фильмом оставлена только картинка, причём в очищенном варианте, как вытяжка стиля.
В коллекции преобладают свободные силуэты; много клетки и так или иначе преобразованных деталей классического мужского костюма, то есть стилистической Англии есть в чем укорениться. Укороченные брюки мы все будем носить и никуда не денемся. Фактуры присутствуют самые разные, включая на вид довольно эксцентричные, вроде ткани вот этого вот пальто.
Угол наклона перчаток выверен до градуса; в цветной и дробной тщательности есть что-то одновременно невротическое и трогательное. Всё-таки чудесная стилизация, даже как подсказка — как это носить.
Я вспомнила ещё один хороший пример восприятия «Заводного апельсина» исключительно эстетически: это клип Blur «Universal».
Албарн, правда, сколько бы ни напускал порочность — всё равно миляга, и вообще больше похож на Сергея Есенина, чем на Алекса. Однако аллюзии налицо.
Разве это не прекрасно? )
Фото отсюда.
Добавить комментарий