В Париже прошла Неделя высокой моды; изучая коллекции, я думала о том, что прагматичность в большинстве случаев побеждает, даже если речь идёт о высокой моде, далёкой, казалось бы, от какой бы то ни было функциональности.

Функции у высокой моды, конечно, есть: частные заказы от частных клиентов, имиджевая поддержка продажи прет-а-порте, а чаще — парфюмерии и аксессуаров; кроме того, от-кутюр — это лаборатория трендов, святилище, неприкосновенный запас; место сохранения и применения редких ремесленных умений и технологий.

Большинство вовлечённых — зрителей высокой моды — получает от неё не платья, а шоу с платьями. Как в те времена, когда моду диктовало кино, эти наряды просто не могут принадлежать тем, кто о них мечтает, но даёт зрителям некий образец потребления, того самого, что маркетологи предпочитают называть вдохновением и мечтой. Помечтала, прониклась — вернулась к реальности — пошла купила духи (не платье, так хоть что-то).
Если посмотреть подряд все коллекции, представленные на Неделе высокой моды, становится понятно, что конструирование мечты может идти в абсолютно разных направлениях.
Кто-то по старинке делает бельфам, делает как умеет; это будущие наряды селебритис и «красиво» для полчищ зрителей. Рецепт подобного платья прост, как рецепт подобного счастья, несмотря на обилие деталей и декора и там, и там.
YVL_6330.450x675
Alexander Vauthier
YVL_6504.450x675
Alexander Vauthier
VER_0203.450x675
Atelier Versace
VER_0613.450x675

Atelier Versace

KIM_7273.450x675

Alexis Mabille

KIM_7394.450x675

Alexis Mabille

Глядя на эти платья, ни за что не подумаешь, что это 2014 год, до такой степени они «вечны». Это один вариант взаимодействия в кутюре старого и нового: делать вид, что ничего не происходит.

Карл Лагерфельд демонстрирует гораздо более интересный подход: сохраняя ключевые мотивы Шанель, он ослабляет/усиливает консервативность; точность дозировки составляет немалую часть маркетингового успеха. На этот раз Шанель аккуратно смешана с конструктивизмом Ле Корбюзье и дополнена историческими мотивами.

CHA_0048.450x675
Chanel

CHA_0390.450x675
Chanel
CHA_0481.450x675
Chanel
CHA_0757.450x675
Chanel
CHA_0898.450x675
Chanel. Версаль и Ле Корбюзье, именно так.

Schiaparelli. Поиск новых силуэтов в соединении со стремлением сохранить пресловутое ДНК Дома в данном случае порождает странный, болезненный эффект. Внешне это просто пере-Скьяпарелли: и тебе цирк, и забавные фантазийные принты, и удивительные шляпки. Но ведь столько лет прошло, и прошло не просто так! Если просто копировать отдельные приёмы, не имея творческой силы оригинала, получится повторно замороженный продукт.

SCH_0037.450x675
Schiaparelli
SCH_0193.450x675
Schiaparelli
SCH_0251.450x675
Schiaparelli
SCH_0501.450x675

Schiaparelli
AA2X0300.450x675
Schiaparelli
AA2X0019.450x675
Schiaparelli

А вот примеры как раз современного и вполне себе живого ДНК Дома. Раф Симонс в Dior и Хуссейн Чалаян в Vionnet создают коллекции, удивительным образом сохраняя и свой авторский почерк, и стиль Дома. 06_KIM_5589.450x675
Christian Dior
AA2X0108.450x675
Christian Dior
AA2X0409.450x675
Christian Dior
AA2X1749.450x675
Christian Dior
AA2X1779.450x675
Christian Dior

В кутюре 2014 года велика роль традиций; мы никуда не уйдём от знаковых деталей и от прошлого. Да и надо ли? Забавно, когда код одного Дома подхватывается и развивается другим.

Armani Prive: красный Валентино

ARM_0460.450x675
Armani Prive
ARM_0517.450x675
Armani Prive
ARM_0786.450x675
Armani Prive
ARM_1408.450x675
Armani Prive
ARM_1480.450x675
Armani Prive

Valentino: драпировки Вионне

VAL_0442.450x675
Valentino
VAL_0894.450x675
Valentino
VAL_0904.450x675
Valentino
VAL_0923.450x675
Valentino

Vionnet: гламурный Чалаян

Это я, конечно, неуклюже шучу. Подлинный гламур остался в сороковых-пятидесятых, а то, что мы имеем под этим словом сейчас, лучше не тревожить. Драпировки и плиссировки не скопированы, а как бы переведены на язык современности: мы видим деструктивные элементы, как бы разрушенную и истончённую ткань, агрессивные детали вроде вот этого объёмного позвоночника на платье — странно, но это Вионне. Только Вионне — сейчас.
AA2X0030.450x675
Vionnet
AA2X0117.450x675
Vionnet
AA2X0201.450x675
Vionnet
AA2X0222.450x675
Vionnet

Высокая мода просто не может быть «искусством для искусства», противопоставленным функции, хотя бы потому, что это сильнейший маркетинговый инструмент.
Удивительно, как по-разному могут выглядеть вещи, объединённые одним временем и одним событием. Кутюр — это роскошь ещё и свободы,  и, как и всякой свободой, воспользоваться ею можно очень по-разному.

Фото Style.com

Реклама