Когда-то давно я начинала писать книгу о новых ремесленниках, дизайнерах и молодых марках, имеющих общие симпатичные черты: уважение и любовь к ручному труду и к деталям, малые тиражи, прямой контакт с потребителем. Книга на паузе, потому что реальность успела стать другой за время, что я раскачивалась. «Но ракурс меняется, и ты за стеклом, а друзья в купе уходящего поезда» — маленький мир отечественной моды успел неуловимо измениться в тревожную сторону, новые ремесленники растеряли хипстерский оптимизм, кто-то сгинул; остались самые сильные и классные, те, кто умеет лучше всего делать именно то, что он делает. Как Антон Артюшин, основатель Redpecker и Not Dead Goods.
Мы поговорили с Антоном в один из его приездов в Россию (Антон постоянно живет в Сербии вместе с женой, стилисткой Яной Цыбульской). Я с радостью убедилась, что по крайней мере один новый ремесленник из опрошенных мною для книги никуда не делся, а напротив, развивает свою марку, ищет новые пути к потребителю, заботится и работает. И счастлив в этом.
Антон— еще один пример, насколько стиль человека определяет всё, что он делает, и насколько широко это понятие. Для вопросов к аудитории Антон использует картинки с Гомером Симпсоном, это его медийное альтер эго, а вот найти реальное фото надо постараться — это не тайна, в инстаграме-то есть, но Гомер в каком-то смысле даже лучше отражает общий тон, посыл, мягкость юмора в контактах с заказчиками.
Новая марка Not Dead Goods интересна мне даже больше, чем основная Redpecker: крутостью и принципиальным отсутствием компромиссов.
Тэги интервью: кожи, Ламбада-маркет, Сербия, конкуренты, тираж, цена, «Алиса», околофутбол, байкеры, Grunge John Orchestra, ценообразование, доставка, ниша.

О новой марке Not Dead Goods
У меня две лавочки: Redpecker и вот эта вторая. Аудитория Redpecker 一 это в основном дамы, моя любимая часть клиентов. Мужики нечасто покупают, и я после этого их сразу как клиентов теряю. Он купил сумку и закрыл вопрос лет на двадцать.
Смысл нового бренда — делать что хочу. Если кому-то надо, это можно приобрести. Никаких заказов, никакой жесткой общей линейки. Со временем это все отработается, а пока мы как слепой лось, который бежит сквозь горящий лес: нас судьба ведет.
Ведет она не очень быстро, потому что основное 一 Redpecker.
В Redpecker я не могу ㅡ “гуляй, рванина”, все равно расчет на коммерцию. Делать коммерческую ставку на новый бренд было бы глупо, и я ее не делаю. Когда черный баул с красной нашивкой быстро ушел, я удивился.
Какие-то вещи я отрабатываю на новой марке, это что-то вроде лаборатории.
Кроме того, вторая линия более тематична (связана с байкерской темой — robotesse). Прошлым летом я здесь сдал на права, и с апреля по август можно ездить на мотоцикле. Это в Москве страшно даже пешком ходить, а в Сербии, чтобы в кого-то врезаться, его ещё догнать надо.
Какие бывают кожи
Чепрак ㅡ это самая ровная, толстая, самая крутая кожа. Вот эта часть называется пола, эта ㅡ вороток. Она самая фактурная, здесь на шкуре шейные складки.
Кожа режется слоями, как “Наполеон”. Изначальная толщина кожи — миллиметров восемь. Сняли верхний слой — получили вот такую кожу (показывает гладкую плотную кожу с матовой поверхностью). Пошли нарезать дальше; вот это велюр, а вот это уже спилок.
Понятия “замша” нет, это бытовое название. Есть велюр и спилок; велюр — это высокое качество, спилок — всё остальное. Сняли верхний слой и сделали нужную толщину, 2,5-3 мм, — это велюр. Все остальное, что ты с этой шкуры нарежешь, — это будет спилок, т.е. более глубокие, рыхлые слои.
Нубук — это когда верхний слой обрабатывают абразивным материалом, и поверхность становится матовой, пальцем проведешь — след остается, что-то вроде пишущего эффекта.
А что такое прессованная кожа? Это типа ДСП?
Скорее оргалита даже.
Измельчили, сварили, застыло?
Да. Превратили в пыль, в какашки, запрессовали в клеевом растворе.
А вот Cambridge Satchel, например, ㅡ из этого сделан?
Такие, швом наружу? Вот такой вот формы.. (рисует)
Да! Ты обращаешь внимание на такие вещи, о которых я не думала. Я думаю о форме и визуальном эффекте, а ты ㅡ о том, как сделано.
Есть еще нюансы, в Сербии, например. Там в основном итальянские и британские кожи. Вот эта часть (внутренняя) ㅡ залачена, чтобы она не сыпалась. Я такие не беру, потому что человек неподготовленный спросит: а это точно натуральная кожа? Мы привыкли, что с одной стороны гладко, с другой шершаво.
Вот у тебя баул сделан из кожи флотер, она же с покрытием. Берется замша и накрывается полимерной тонкой плитой, пришкваривается.
Как у моей сумки Lancel. Та за год не изменилась совершенно.
Технология та же. Баулу тоже ничего не должно быть; хороший завод, хорошее качество.
Чего хочет потребитель?
Он меняется. Я не в курсе последних веяний, потому что рублюсь за классику. Делаю хорошую вещь, которая была хорошей и 10, и 15, и 20 лет назад. Как люди покупали ломы и ведра, так и будут покупать. При хорошем качестве потребитель у этих вещей будет всегда.
Лет 7-8 назад я как выбрал себе одни джинсы, так и покупаю одну и ту же модель Westland, и я уверен, что и если контроль качества у них не накроется, ничего не изменится.
С удивлением узнала, что это русская марка.
Нет пророка в своем отечестве. Назывались бы они “ромашка”, никто бы их не купил.
Как жить в Сербии и продавать в России
Я живу в Сербии, а в названии у меня “Москоу”. Это немножко рвет шаблоны. Было письмо не так давно: привет, я тут транзитом, хочу купить сумку. Я: круто, транзитом где? В Москве. Пришлось объяснять. А чувак — из Новосибирска, жена захотела сумку, а он в командировке. В итоге они соскочили: “Мы подумаем”, и все. То есть заказываешь, и тут выясняется, что это не Москва и даже не Россия. Не очень удобно.
Сейчас буду делать сайт на сербском и для сербов. Там много своих нюансов: кто-то не использует карточку, кто-то не знает, что такое пейпал, кто-то привык покупать живьем. Надо это всё продумывать.
Маркеты в Сербии есть?
Колхозные/сельскохозяйственные есть: вино, сыр, колбаса.
Конкуренты?
Заводского плана, но они не конкуренты. а в параллелях. Но у них претензия на люкс, а у нас свой сегмент, а они либо до этого не дошли, либо им этого не надо.
Хотелось бы как-то сократить дорогу между мной и клиентом. Кто видел, что я делаю — они готовы и подождать, ведь у меня не всегда под рукой есть лучшая шкура. Иногда приходишь в магазин, а там одно говно. И ждешь или ищешь другие варианты. А время идет.
Бэкграунд
Помню, как консультировалась с тобой по дресс-коду футбольных болельщиков.
Я не из этой тусовки.
Тогда откуда ты про это знаешь?
Я общительный!
Когда-то давно я был в алисовской песочнице, с некоторыми до сих пор общаюсь. Они ходили на футбол, еще куда-то. Кто-то уходил в наци-тему и возвращался, кто-то там сгинул.
Мне прямо открылись новые миры, когда я пошла по ссылкам.
В фанатской теме есть “Русультрас”, они нормальные, а есть те, которые какую-то философию подтягивают с забытой религией.
А ты с “Гробарями” в Сербии не сталкивался?
В силу языка ㅡ нет. Но вообще, конечно, рыбак рыбака видит. Есть маркеры.
Эпицентр всё-таки Белград. Есть основные фанатские группировки: “Гробари” ㅡ “Партизан” и “Делия” ㅡ “Цервены звезды”. Причем ЦСКА и “Партизан” ㅡ клубы-побратимы, так же как “Цервены звезды” и наш московский “Спартак”. Есть ещё аналог “Динамо”. Я вообще футболом не увлекаюсь; даже не знаю, откуда я все это знаю. И махачи тут есть, на уровне ㅡ договорились, подрались, разошлись. Но по улицам можно ходить спокойно, и в подъезде никого не ждут.
Вдохновение
Сумка Not Dead Goods, которую я тебе показывал: достаточно объемная, при этом она не рюкзак, который может нанести тебе травмы при падении (с мотоцикла — robotesse); рюкзак может и защитить, и сломать тебе спину, смотря как упадешь. Плюс ты не сможешь напихать в эту сумку столько, чтобы это было некомфортно по весу. И выглядит она достаточно брутально и достойно.
Поэтому сумка могла бы войти в байкерскую тему. А например, баул ㅡ нет. К нему нужно будет приделывать крепления.
С баулами так: все пищат, все хотят ㅡ первый баул за 12 минут ушел. Но мало кто берет. Для кого-то дорого, потому что это брезент. С брезентом на самом деле больше работы, а кожа не так дорого стоит, как кажется.
Есть ли планы продвигать новую марку?
Буду делать, но не массово. Для души, когда есть время. Основное дело ㅡ это Redpecker, и оно останется основным.
Если делать линейку на 10 позиций ㅡ я не смогу удерживать качество, я просто ебнусь. Я делаю три позиции, и делаю их хорошо. Иначе буду как волк с яйцами (имеется в виду ностальгическая электронная игра — robotesse).
Благодаря тебе я подписалась на Таню Kakutani. Но одна сумка в две недели!
Таня молодец. Это то, что я пытаюсь донести, говоря о малом количестве позиций. Таня делает фермуарчики, и она делает их идеально. Я хочу довести шоперы до такой же кондиции.
Сколько времени уходит на каждую из твоих трёх основных позиций?
Примерно одинаково. В кроссбоди я с ремнем долго колупаюсь. За день кошелька два могу сделать. С рюкзаком могу три дня просидеть.
Это долго!
Ну я не фабрика.
Я к тому, что вложенные часы достойны того, чтобы это было не 5500 тебе. Тебе, конечно, виднее.
Янина сумка (твоя) уверенно стоит двадцатки. Наверное, сложно определить грань. Kakutani тоже стоят сравнительно недорого, и ведь у нее нет тиражей.
Если кто-то просит больше ㅡ ради бога. Но если у них получается продавать за столько, за сколько они просят ㅡ гениальные ребята, могу только позавидовать. Я стараюсь придерживаться адекватной цены: купил бы я за эту сумму или нет.
Я, например, никогда не куплю ботинки за 20 тысяч. Даже если они реально этого стоят. Это та сумма, которая несовместима с вещью. Например, условные мартенсы стоят свои 100 фунтов. Но 20-30 тыс я за них не отдам: не потому что они этого не стоят, а потому что это ботинки. Сумка на каждый день, которую ты носишь и в хвост и в гриву, и она сделана не из говна, как у многих, а из хорошей кожи, зачастую даже интересной ㅡ мне кажется, у меня цена средняя, даже чуть ниже.
Покупатель платит за тот объем качества и удовольствия, которые получает от моей сумки, а не за тот объем труда, который я в нее вложил.
Я на стороне потребителя и не хочу потерять эту связь, иначе будут лежать мои сумки, никому не нужные. Приятно читать отзывы: купила вашу сумку, я в восхищении.
Как тебе сотрудничество с магазинами? Ты продавался в Хохловке, как тебе этот опыт?
В моей схеме бизнеса, если это выражение можно применить это к моей лавочке ㅡ учитывая, что я как тот упомянутый выше лось, меня судьба ведет, ㅡ мне невыгодно отдавать свои вещи посреднику, потому что посредник хочет процентов *****, а у меня обороты не такие большие, чтобы я мог себе это позволить. Когда я работал с Хохловкой, я не успевал подвозить туда вещи, как они расходились. Но работал я там один сезон. У меня не было проблем с продажами, и они выполняли все условия, но ㅡ ***%. Для меня это был опыт, который обошелся мне в некую сумму. Например, я понял для себя, что я не делаю на заказ. И что не работаю с продавцами.
Детали
В кошельке у тебя есть отделение для мелочи?
(Антон высыпает из кошелька мелочь).
Оно неудобное. При моей носке (в заднем кармане) мне неудобно. Больно, знаете ли.
Ты и цепь приделываешь?
Нет. Хорошая красивая цепь стоит нормально, дороже кошелька.
И ты не делаешь маленькие.
Да я и кошельки не хочу делать; это все-таки побочка. А цепь я ношу класса с девятого или десятого, и по-другому не могу.
А что она для тебя значит?
Удобство. И ㅡ это во-первых ㅡ один из тех маркеров, о которых мы говорили. В-третьих, это надежно. У тебя вряд ли кто-то попытается его стянуть. Но есть нюансы: с лавочки встаешь, со стульев, куда цепь проваливается ㅡ
Якорит?
Да, да.
Карман для документов, наружный карман ㅡ это важно?
В твоем бауле я поменял молнию, чтобы она вверх закрывалась, а не вниз. Наружный карман ㅡ ну, я бы не стал туда нужное класть.
А у меня это карман для проездного.
Мне мой проездной дорог как память.
Сколько идет вещь от момента запроса, если она готова, до получения в Москве?
10-14 дней.
А если покупатель хочет шопер, которого нет?
Не факт, что у меня будет нужная шкурка. Ассортимент достаточно нестабилен и цикличен.
Хорошо, что меня в лицо мало кто знает, и я могу ходить с умным видом по Ламбадам и рассматривать, как у других все сделано.
А ты ходишь по Ламбадам?
Редко. Я в Москве бываю раз в два месяца, да и то бегаю как ссаный веник.
Что нравится и не нравится у тех, кого ты видишь на Ламбаде?
Нравится, что вещи, которые я там видел пять лет назад, отличаются от вещей сейчас. Раньше это напоминало срез по “Ливмастеру”, какое-то рукожопие. Сейчас это довольно качественные вещи. С некоторыми я не согласен. Например есть такие ****; их портфель с ручкой даже пустой висит как авоська. Вот это мне не нравится, что народ не думает об эксплуатации продукта. У твоей шаровской сумки — на мой взгляд, тонкий ремень. Некоторые делают ручки из той же кожи, что и сам рюкзак.
Кстати, о Шарове. У меня был его рюкзак из плотной тяжелой кожи; лямки держались на двух тонких полосках кожи и на железном кольце. И все выдерживало!
Ну, не знаю. Представь, ты поехала в Крыжополь с этим рюкзаком, и там у тебя порвались эти лямки. А вокруг ㅡ Крыжополь.
Как прекрасно, что ты об этом думаешь!
Сам попадал. Но чем больше таких, тем лучше мне.
Так юристы обычно говорят.
Ну, это данность.
Кстати, как тебе то, что произошло с Асей Мальберштейн?
Слушай, ну во-первых, свечку не держал, просто прочитал её мнение и ответку. Не знаю, всякое в жизни бывает.
Чем отличается коммунист первой волны? Первый ㅡ делай как мы, остальные ㅡ делай как учили. Мы с Яной ㅡ делай как я. Одни повторяют, другие делают. Хотя мой ассортимент довольно консервативен, придуман не мной и не теми, кто считает себя первыми. Эти вещи были всегда и всегда будут. Дело в исполнении, в подборе материалов; в рюкзаке я только кое-что доделал. В шопере тоже есть элементы, которых я нигде не видел. Возможно, я их придумал, а может, я просто не видел их раньше. Поэтому если конкурент будет делать из дерьма, то дерьмо и будет. Поэтому ㅡ я-то что. Кепку взял и отошел.
Коллеги
А твой производственный мир пересекается с обувщиками?
Ты со штангистами пересекаешься, когда бегаешь?
Иногда да, как это ни смешно. Когда получаю травму и занимаюсь в зале.
Ну вот и я тоже ㅡ в магазине.
Кто из тех, кто делает сумки, тебе близок?
Близок, интересен, важен ㅡ нет, но просто есть крутые лавочки. Во-первых, это Grunge John Orchestra. У них рюкзаки охуительные!
Тридцать косарей! Тридцать!
Ну, если бы я все это выбирал и подкрашивал, у меня не факт, что дешевле было бы.
Потом есть ещё чувак ㅡ он специфичный, но нереально красиво все делает, notlessorequal. Из серии “инженеры сшили сумки”. Очень красиво все, у меня бы так не получилось.
А как тебе сумочное начинание доктор Мартенс?
Я не в курсе.
Да ладно!
Я думаю, там достаточно уебищно.
Ну, в общем да.
Это как если бы я джинсы начал шить. Пуритане, что с них взять. Я не люблю англичан.
А почему?
Хрен его знает.
Баул Not Dead Goods, парка Intro.version. Фото — Ася Спорыхина.