Мудаки на забегах

Вы ждали, я знаю! Этот пост — продолжение рубрики, инспирированной ныне покойным сайтом WOS. Интереснее всего писать о специфичных пространствах и сообществах, которые знаешь хорошо; про Недели моды я уже делала, а теперь вот бег.

Собирать типы самых неприятных бегунов я начала, тренируясь в манеже: замкнутое пространство делает людей волей-неволей ближе, а их недостатки и смешные стороны — заметнее. Большие беговые события типа GRUT в плане сбора материала тоже очень хороши, потому что привлекают много народу, а мудаки в большинстве своём — люди общительные и компанейские.

Напомню, мудак концентрирует в себе два базовых качества: глупость и эгоизм. Глупость не позволяет ему увидеть, что эгоистические и вроде бы приносящие ему-драгоценному пользу здесь и сейчас действия — губительны для него же в долгосрочной перспективе. Даже не из-за опасности мести, а из-за формирования токсичных привычек и постепенной комплектации ближнего круга людей мудаками же (потому что не-дураки и не-эгоисты давно оттуда разбежались).

Мудак, ориентированный на результат. Уже на старте он грубо расталкивает других (попросить голосом, ну или сразу занять свой кластер — нет, зачем). Результат, как правило, имеет скромный. На первом в моей жизни официальном марафоне я не поленилась проследить судьбу мудака, без единого слова оттолкнувшего меня с дороги; у него была очень приметная футболка с крупно написанной необычной фамилией. Интересно же, ради какого такого высокого достижения он это сделал. Тот марафон я пробежала за 3.37 — через 10 месяцев после начала тренировок. Мудак-достигатор в футболке с фамилией прикрепился к батюшке-пейсмейкеру на 3.45, которого я обогнала, да так и шел с ним до самого конца, и пробежал в итоге минут на восемь хуже меня, мало тренированной (тогда) анемичной женщины.

Если достигатор добивается хоть какого-то успеха, то окончательно перестает считать остальных бегунов за людей. Для него в порядке вещей — отбросить вас с дороги, если вы слабее или по вашему виду можно заключить, что вы не дадите сдачи. А пока мудак-достигатор только примеривается ходить по трупам, он отпихивает вас от гелей на пунктах питания или перерезает вам путь к воде. В Малаге хрюн в футболке с британским флагом так подрезал меня разворотом из третьего ряда, что я упала и не заметила, как выключились часы; меня быстро подняли, «а ю окей?» — я была окей, но очень обескуражена и зла. Той своей беговой цели я достигла с запасом в 30 секунд — представьте, что такое 30 секунд относительно 3 часов 30 минут. Если бы я вставала подольше/поранилась сильнее… понятно.

В общем, мудак-достигатор — наиболее мерзкий и вредный тип бегающего мудака.

Харкающий мудак. Я не исключаю, что у харкающего каждые 5 секунд человека может быть что-то не то со здоровьем; но возникает вопрос — а как он тогда вообще бегает? В любом случае, находиться рядом с ним — мучительно и противно. Всё-таки я склоняюсь к тому, что это вопрос не здоровья, а привычки. Один раз, содрогаясь от отвращения, я увидела плевок на первой дорожке в манеже — это какая-то новая, не встречавшаяся мне раньше степень хамства.

Вонючий мудак. По всей видимости, главная подготовка этого товарища к марафону заключается в том, что он тщательно оберегает себя от душа. Сильно выдержанный вонючий мудак к моменту старта способен свалить с ног даже человека, привычного к метро.

Мудак — борец с системой. Велосипед, самокат, детская коляска (а родитель на роликах) — всё это с номером бегуна, в общем потоке, в узких проходах где-нибудь на ВДНХ. Им насрать, что они мешают другим. Главное — себя показать, свою смекалку и удаль молодецкую, а медальку всем выдадут на финише одинаковую. Правила — для лохов! Самое противное — видеть такое (маман на самокате, сын на велосипеде) на соревнованиях с высоким гуманным смыслом, таких, как Wings For Life. Уж очень велик и заметен становится разрыв между идеей и моральным обликом отдельных участников.

Или вот люди бегают на стадионах против принятого движения. Зачем — загадка. Один раз я наблюдала на нашем несчастном «Медике» четверых, что ли, таких gyakusou (буквально название линии Undercover X Nike означает «бежать в другую сторону», но, конечно, имеется в виду дорожка в парке, а не стадион). Они не были знакомы друг с другом, но постепенно образовали на треке большинство, потому что кроме них была только я, ну и несколько человек праздношатающегося неспортивного народу. («Медик» вообще очень жаль. То ли из-за того, что нет забора, то ли потому что администрации на это плевать — на стадионе, особенно в  выходные дни, кого только нет. Мамаши с колясками, орущие дети целыми выводками, гуляющие парочки, распивающие принесенное с собой алкаши, срущие прямо на треке или на футбольном поле собачники. На трибунах и даже на полукруглых боковинах им неинтересно, и интересно где? Правильно, на треке. Сначала я пыталась как-то бороться, а потом забила и теперь просто тренируюсь в другом месте).

В манеже борцы с системой выбегают из-под вашего левого плеча, то есть внезапно, а возможных замечаний не слышат: наушники хоть и спрятаны трусливо под одеждой, но работают и защищают хозяина от голоса разума. Надо сказать, некоторым из мудаков-борцов не чужда гибкость и даже в каких-то пределах соображалка. Например, вчерашний мудак в манеже меня подрезал довольно грубо, неудобно и не по правилам, а бегущего чуть впереди парня обходил как надо и соблюдая некоторую дистанцию. От парня могут быть проблемы, а девушка смолчит, скорее всего, — интуитивно чувствует мудак. А зачем ему проблемы?

Антипод «борца» — не рыцарь идеалов спортивной этики, как хотелось бы думать, а мудак, вооруженный плохо понятыми правилами. Пару раз меня пытались согнать с первой дорожки, на которой я делала работу, под предлогом того, что я бегаю медленно. Имелось в виду «медленнее, чем я». На самом деле нулевая дорожка — не для тех, кто бегает медленно (это относительное понятие), а для тех, кто бежит трусцой/идет пешком. В общем, даже придуманное для общего удобства правило — мудак, если он мудак, вывернет на свой крысино-уголовный манер, в духе жесткой вертикальной иерархии, милой мудацкому сердцу.

Фу, с самыми неприятными типами разобрались.  Остались те, кто просто раздражает.

Юморист по сравнению с остальными — не такой уж и мудак. Он безобидный. На трейлах его особенность может быть даже полезной в плане распугивания диких зверей и сигнала, что рядом есть хоть какие-то люди — бывают трейлы, где и это радует. Как очень общительный и при этом плохо воспитанный человек, мудак-юморист не умолкает ни на минуту, занимая собой весь эфир в радиусе ста метров. Его проблема — точнее, проблема окружающих — в низком качестве юмора при удручающе большом количестве попыток пошутить.

Мудак-воронка. Бедность внутреннего мира и потребность подтверждать своё существование импульсами извне может выглядеть и смешно, и страшно. Главная угроза от человека-воронки — он отнимает огромное количество энергии. На «Осеннем громе» несколько лет назад запомнился мужик, который бежал в свите пейсмейкера (такие товарищи, как правило, как раз и бегают в свите пейсеров) и непрерывно орал. Не какие-то слова или кричалки, а просто «аааааааа», «ооооооо». К несчастью, я не могла оторваться, убежав вперед — они меня догнали, а у меня не было ресурса на сильное ускорение. Сбавлять не хотелось, да это бы и не помогло — в лесу слышно далеко. Мучилась почти до финиша.

Разновидность человека-воронки — навязчивый собеседник, особенно, не дай бог, в период брачных игр. Звучит дико, но есть люди, которые пытаются познакомиться прямо на марафоне: достают какие-то приплесневелые шаблонные фразы, времен «прошвырнуться по Броду», всячески изображают живость, очень обижаются, когда приходится увеличивать дистанцию.

Полуголый мудак, если не раздражает как-то ещё, на этом фоне почти терпим. Спасибо, как говорится, что в трусах — а то к чему бы он крепил номер? На самом деле, полуголый вид  плох не только тем, что это почти всегда некрасиво (мы разные, куда деваться) и ощущается как невежливость, но и непрактичностью. В лесу тебя сожрут насекомые, вопьется клещ, на городском марафоне сожжет солнце. Жарко? В хорошей технологичной майке прохладнее, чем без неё. Короче, это ещё одна вещь, которую я в поведении людей не понимаю.

***

Может сложиться впечатление, что я прямо-таки окружена мудаками. Это совсем не так. Количественно их не так много, если брать в целом беговую тусовку, до сих пор сравнительно приличную. (Хотя за последние несколько лет в любительский бег пришло сразу очень много людей, это никакое сообщество не красит, и беговое не стало исключением). Просто запоминаются эти ребята надолго. Многим примерам из списка — несколько месяцев, а то и лет.

Зато сейчас я точно могу сказать поименованным товарищам спасибо а) прежде всего за то, что их нет рядом; б) за наглядный пример, как не надо.

***

UPD. 2018 год подарил мне хороший, жирный пример бегового мудака.

Им оказался читатель моего бегового телеграма и френд в фб, с которым мы не были знакомы лично. Образ в соцсети у него такой: не просто хороший, а очень хороший парень, никогда ни о ком не скажет худого слова, на забеги он первый, волонтером он первый, идеальная семья. Особенно меня впечатлило поздравление с днем рождения, которое он получил от известного медиаменеджера в экономической сфере и одновременно бегуньи-любительницы; там что-то тоже было про «прекрасную семью» (после мне, конечно, хочется сказать что-то язвительное насчет разбираться в финансах — не значит разбираться в людях, но я ведь тоже заблуждалась, и, в конце концов, у меня проверяющая ситуация была, а у нее, возможно, нет).

И вот, этот алмаз всех добродетелей зовет меня побегать вместе в воскресенье — живет рядом, и бегает в лесу недалеко от стадиона «Медик». Я, конечно, соглашаюсь. Мы выбегаем в лес, и тут выясняется, что ближайшие километры надо бежать по лыжне. Эээээ, думаю я, мы так не договаривались, но ладно; выбежим же мы когда-то на нормальную дорогу. При этом мы бежим болтаем на разные беговые темы; мне как-то не приходит в голову спросить сразу: а что, все 30 км по лыжне? Для меня это равносильно вопросу: ты правда ебнутый, у тебя и справка есть?

Насчет справки неизвестно, а вот насчет лыжни оказалось, что да — все 30 км.

Километре на третьем я всё-таки спросила: что, дальше тоже лыжня? И вот вам образец типичного мудацкого манипулирования и перекладывания ответственности. Прошу заметить, что в момент этого разговора я была в лесу, без трека, наедине с фактически незнакомым мужиком, который знает дорогу (а я нет).

Он мне сказал так: мы можем побежать по лыжне, по большому кругу, но там есть место, чтобы бежать рядом с лыжней. Или можем побежать в другую сторону, но там стаи диких собак!

Вот вы бы что выбрали? Я боюсь собак, и мудак об этом прекрасно знает.

Я «выбрала» лыжню, а значит, ненависть всех встречных на лыжах. При этом малый бегает так регулярно, чем и объясняется известная ловкость его хования в кусты при встрече с лыжником. Я так не умела, то есть уходила с дороги позже, чем он, и собирала на себя весь негатив. Один пожилой мужик посмотрел на меня с ненавистью и замахнулся палкой. От моего спутника все это как будто отскакивало, и я поняла, в чем секрет его «хорошести». В его собственной непоколебимой уверенности, что он хороший парень. Удивительно, но этого оказывается абсолютно достаточно, чтобы запудрить всем мозги.

У мудаков есть еще одна неприятная черта, в комплект к эгоизму и глупости. Они неспособны к эмпатии, а значит, не считают страх, неудобство, стыд, который они вызывают у других людей — в принципе каким-то ущербом. Вот если бы врезался — наверное, да; если бы собака укусила — наверное, да; (но это неточно).

То есть мне понятно, почему пожилой дядька-лыжник на меня разозлился: он увидел мешающего ему человека там, где этого человека в принципе быть не должно. Он в меня не врезался, но испугался и разозлился. Я невольно испортила ему лыжную прогулку. Я опознаю это как ущерб, а мудак — нет.

Или, скажем, старушка-собачница, бойкая и речистая, типаж «аудитория Эха Москвы»: «Да вы  не бойтесь, у этой породы (какой-то там) порог агрессии! Она не кусается!» При этом ее шавка бегает вокруг меня, как полоумная, и оглушительно лает; естественно, шавка без поводка. Старушке не приходит в голову, что делать другим людям неприятно, до такой степени, что они об этом говорят — это тоже ущерб. Продвинутые, далеко ушедшие мудаки отругиваются уверенно и даже с выраженной пристройкой сверху; если не знать сути, можно подумать, что воспитанный человек терпит неудобства от чужой неадекватности.

Увы, практически все встреченные мною мудаки — подчеркнуто жизнерадостные и общительные люди. Объясняется это просто: эгоисту нужен корм в виде других людей и их ресурсов, а значит — постоянный приток свежих непуганых пассажиров, которые пока еще думают, что перед ними хороший парень. При таком раскладе станешь общительным! Эволюция, бессердечная ты сука. Поэтому теперь, увидев жизнерадостного и общительного, я невольно напрягаюсь и пристальнее присматриваюсь к словам и поступкам.

Реклама
%d такие блоггеры, как: