В Еврейском музее снова много прекрасного про русский авангард. Вот недавно сходили на лекцию Юлии Демиденко «Новая одежда для нового мира: костюмы В. Татлина на фоне эпохи».

Я многого не знала о Татлине (да ничего не знала, кроме башни III Интернационала и «Летатлина»). А он занимался, оказывается, дизайном бытовых вещей: например, придуманный им рессорный стул производят до сих пор, все видели этот дизайн сто раз. А ещё Татлин разрабатывал одежду — не для подиума (которого в современном понимании в 23-м году ещё не было), а для людей.

Запись лекции уже есть на Youtube-канале музея.

Разработка моделей Татлина относится к 1923-24 году, и фон эпохи к моде в её привычном понимании не располагал. Мода — это всё-таки часто про каприз и излишества, а тут голод, дефицит необходимого и полпары обуви на человека в год.
Зато, как это часто бывает с разработкой чего-то полезного и удобного, трудные условия и стали настоящей дизайнерской задачей.

Татлин делал свою нормуль нормаль-одежду, думая о человеке. Она свободная, чтобы легко было двигаться; карманы на удобной для руки высоте; рукава и штанины сужаются, чтобы в них не проникал холодный ветер.

Были придуманы и женские модели, по виду чистое Uniqlo. Всё-таки удивительно, насколько авангард 20-х опередил время.
980aab17b05625328f00a79b14cc56cf

640524

Дизайн нормаль-одежды выглядит абсолютно, ультрасовременным. Прямо Vetements.

13900374_1034332836644558_6790111522312579357_n

Можно, конечно, поразвлекаться и поискать соответствий в современной моде. Только стоит помнить, что смысл у всего этого другой, что «наш» Гвасалия творит не в ситуации дефицита, а напротив — в обстановке всеобщей зажратости, что отражается даже в силуэтах, расслабленных до изумления.

Vetements Spring 2017 RTW
Vetements Spring 2017 RTW
Vetements Spring 2017 RTW
Vetements Spring 2017 RTW

(Дальше на этом месте могла быть иллюстрация с Hood By Air, но когда я пошла смотреть их последние коллекции, то поняла, что они скорее «ненормаль-одежда», так что картинок с HBA не будет.)

_RAF0243
Raf Simons Fall 2016

А если про моду для людей, то что-то визуально отдалённо похожее есть, мне кажется, в Монки. Они любят оверсайз, и в целом им близок конструктивизм — точнее, его визуальная составляющая.

Monki AW 2016/17
Monki AW 2016/17
Monki AW 2016/17
Monki AW 2016/17

Вообще, конечно, есть во всём этом сходстве и якобы сходстве какая-то злая ирония истории. Ну, может, злая не то слово; злая — это когда подобие башни «III Интернационал» оказывается на крыше дома «Патриарх». Вот там злая, да.

А у нас просто мода, бездумная, стихийная и мощная, как всякий язык.

Фото Татлина: 1, 2, 3

Мода: 1, 2, 3 + лукбук Monki AW 2016/17.

Реклама