У ритма шагов (особенно если вы идёте или бежите один) есть прямая связь с оформлением мыслей, с генерированием текста; бег делает этот процесс чуть быстрее, но самое главное — он позволяет делать большие обобщения, так, как будто вы смотрите на привычные явления издалека, и видите сходство в том, что в обычной жизни даже не приходит в голову поставить рядом.
Позавчера я бегала в манеже 400/200, бегала хорошо и без напряжения — и в очередной раз подумала, насколько легче и приятнее выполнять любую работу подготовленной и получать хороший результат, чем выдавливать из себя через силу результат очень средний. Корреляция именно такая: подготовилась и подошла к тренировке сознательно (дала себе восстановление, нормально и в нужное время поела, до этого неделю в нормальном режиме тренировалась) — будет хороший результат или чуть выше плана. Что-то пропустила, не поспала нормально или не поела, но решила тренироваться через не могу — результат будет паршивый или в лучшем случае средний. Не бывает такого, что через силу разово напряглась и сделала что-то выдающееся; это какой-то скорее сюжет из популярной культуры.
Тело — машина. Очень сложная, не до конца изученная, придуманная мозгами посильнее наших — но в известном смысле машина. Закладываешь нужные условия, и тело работает как надо.
К тому же марафон — это очень большая дистанция, даже если вы бежите его не в первый раз. Этим он похож на жизнь. И марафон, он же жизнь, не берется с наскока; его в принципе нельзя пройти разовым волевым усилием. Даже сравнительно тренированные люди могут встретить стену — я не сталкивалась с этим феноменом сама, потому что очень осторожна и ставлю скромные цели, но можно почитать на эту тему обсуждения в беговых сообществах.
Марафон можно пройти успешно, если фундамент успеха закладывать каждый день в течение минимум полугода. По-другому никак, иначе ты его просто не пройдёшь. Всё это время нужно нормально есть, спать, тренироваться — и хорошо, если у вас есть тренер.
Вчера, во время тренировки, которую могу назвать удачной, я додумала одну мысль. Моя цель на год — марафон за 3.15, то есть идти нужно будет в среднем по 4.30 мин/км. Поскольку марафон не пройти рывком, он слишком длинный для этого, нужно просто сделать так, чтобы 4.30 мин/км были для меня нормальным, комфортным темпом, каким в Малаге был темп 5 мин/км.
Просто сделать так, чтобы в этом темпе я могла нормально и полноценно провести 3 часа 15 минут своей жизни. Всё! И вот для этого нужны тренировки: и темповые, и интервальные, и длительные; для этого нужны барьеры — чтобы шаг постепенно становился длиннее; для этого нужны забегания в гору — чтобы сердце училось прокачивать больше крови и было готово к большим нагрузкам, чем раньше.
Аня Шарлай как-то написала пост на фб о формировании полезных привычек. Смысл был в том, чтобы сделать привычку доступной, в пределах комфорта на каждый день. В её случае тренажерный зал нашелся рядом с домом, и она стала туда ходить.
Тренировки, особенно развивающие. трудно назвать чем-то комфортным; если они двигают вперед — они не комфортные; но основная мысль та же. Просто в случае с тренировками их, как бы сказать, ненормальность — должна стать такой новой, принятой вами нормальностью; тренировка, даже трудная — это теперь такая жизнь, если ты спортсмен. И неудача, когда ты не смог — тоже. Бывает. И травмы — тоже из этой серии, абсолютно, это просто рабочий момент, для которого есть уже придуманные решения. (Тут тоже важно: есть ли у вас нормальный тренер, который подскажет, что делать и куда бежать). Успех, и спортивный, и профессиональный, и даже личный — это ежедневная работа, а не надорваться один раз и потом ходить гордиться. Так не бывает.
Но самое интересное, что в общественном сознании бытует совершенно другая установка. Спортивные и иные достижения преподносятся как «раз — и всех удивил», как результат единичного, просто очень большого усилия.
Особенно часто это можно встретить там, где говорят с бессознательным масс: в пропаганде и в рекламе.
Это два разных по разрушительности направления, но используют они один и тот же мотив. Пропаганда делает это бескопромиссно и через принуждение, попробуй не раздели её установок. Культ пионеров-героев, культ стахановцев, бесчеловечная система лагерей с завышенными нормами и выжиманием из заключенных жизни до последней капли, советский и постсоветский культ ВОВ и всего с ней связанного, культ блокады. Жестокие решения руководителей, за которые никто не понёс ответственности, деликатно замалчиваются, зато из непосильного и нерационального напряжения простых тружеников и солдат, из их увечий и смерти официальная пропаганда сделала подвиг. Легче ли миллионам погибших в блокадном Ленинграде от того, что их чудовищную жизнь с поеданием трупов, которую они не выбирали, назвали героизмом?
Из жертв задним числом делают героев — зачем? Правильно, чтобы новые потенциальные жертвы шли на убой добровольно и с песней. Нас с детства воспитывают так, что преодолевать себя, насиловать себя — это и мучительно, и одновременно очень красиво и хорошо, что так надо делать. Как-то даже неприлично высказывать мысль о том, что, может, лучше было обойтись без человеческих жертв вовсе, или что их могло быть намного меньше. Само это высказывание может привести к такому эффекту, как с опросом телеканала «Дождь» про блокаду. Причем недовольство ждите не с официальной стороны (не только), а со стороны просто людей. Как это без жертв? — возмутится обыватель, он же уже к ним приготовился (к чужим), он их ждёт, в его понимании с жертвами — это так надо. С чужими.
***
Герои-стахановцы не сделали промышленность страны значительной. Если вы думаете иначе — вспомните советский период, и какие вещи вас окружали. Может, всё будет иначе с тем же ходом мыслей при смене исторической формации? Герой рекламы тоже немного стахановец: он не говорит «я не могу», наоборот. Преодолей себя, докажи, что ты можешь, будь первым. Дело не в амбициозности этих лозунгов, а, я бы сказала, в предосудительной туманности, допускающей вредные для ума и здоровья толкования. Недавно смутили любимые Nike: в одном из рекламных имиджей, которые тиражируются по соцсетям, я прочитала: «Девушка Nike не говорит «я не могу». Это как с лозунгом «Будь собой» (лидер моего хейт-листа): можно истолковать как «будь уникальным, не парься из-за оценок окружающих, иди своим путём», а можно «забей, будь таким какой ты есть, и так всё нормально». Принципиально разные послания получаются, и судя по жизни вокруг, люди гораздо чаще выбирают второе, попроще.
Так и с этой несгибаемой «девушкой Nike». Может, на фитнесе так и не говорят, а вот серьёзные спортсмены-любители, бывает, и говорят «не могу», и заваливают тренировки, и, простите, блюют от перегрузок. Всё бывает. Другое дело, что план корректируется, и мы выходим в итоге всё на те же цели в годовой перспективе. Можно проиграть сражение, но выиграть войну, и это нормально. Нет такого детсадовского: я не скажу «не могу», потому что вот такой я геройский герой. Это глупо. Тренер мой, спортсмен-профи в прошлом и тренер -профи последние 10 лет, упомянул как-то — и это было для меня новостью — что профессионалы сходят с гонки, если понимают, что она уже не будет для них удачной, чтобы не тратить силы зря. Не геройски, да, зато разумно.
На самом деле, понятно, почему в рекламе делают акцент на разовом как будто бы усилии: оно воспринимается проще, приятнее, а рутина — правда жизни — добродетельна и скучна. Акцент на преодолении рифмуется с разовой решимостью, которая нужна, чтобы покупатель купил что велят: майку, гантели, абонемент. Будет он этим пользоваться или нет — это уже рутина, это мало кого по-настоящему интересует (хотя именно тут большие спортивные бренды скорее исключение; те же Nike делают очень много для поддержки любительского спорта, помогая своей ЦА не сворачивать с выбранного пути).
В принципе, никто не заставляет понимать рекламные слоганы буквально. Те же самые слова могут и вдохновить, и мотивировать, и сделать приятно — я лично перепощиваю картинки из приложения NTC, если картинка и слова мне нравятся. Важно, как всегда, что думает каждый конкретный человек — сам, без подсказки.
***
Обыватель видит то, что ему показывают, а именно рекламную картинку: не сдавайся, напрягись, а сразу после этого будет тебе счастье. Картинка так хорошо работает, потому что мысль из послания на самом деле глубоко сидит в менталитете, в оценках, в общественных нормах — что считать хорошим. И тут приоритет, увы, не качество работы, а удаль молодецкая. Авральное выполнение работы неэффективно, но для скучающего офисного народа окрашено всё тем же жертвенным, красивым героизмом с приятным отличием: в авральном выполнении нет риска для жизни, да и по большому счёту для карьеры. Кругом так много криворуких ебланов, что собственно за плохую работу в этой стране мало кого увольняют.
Миф о преодолении, разовом и через силу, вбивается в голову пропагандой, оседает в мыслях из рекламы — тем прочнее, тем меньше в этой голове чего-то самостоятельного. Хорошая новость в том, что взрослый человек решает сам, что ему думать, что делать и куда идти. Лично я выбрала заниматься скучноватым, но надёжным, как немецкая машина, обустройством своего спортивного, делового и просто быта.
За фото из Малаги спасибо Ане Шпинёвой.