«Ликофрон», Ефремов и документальное кино

Недавно я писала о Документальном киноклубе Елены Погребижской и фильме «Кровь»; немножко продолжения. Фильм Алины Рудницкой «Как стать стервой» я посмотрела сама, найти его 2 секунды.

Это как помните — в «Братьях Карамазовых» был близкий к финалу эпизод, где Митенька уезжает по второму разу кутить в Мокрое и обнаруживает там, что соперника фактически нет, и что «страшное привидение обратилось во что-то такое маленькое, что вынесли в другую комнату». И похоже, и непохоже. Просто по умолчанию, не видя, сложно что-то до такой степени не уважать.

Самое удивительное во всей этой истории, на мой взгляд, то, что там нет скрытой камеры, напротив — всё происходит открыто, и тренер явно всё время помнит о зрителе. Может, воспринимает фильм как дополнительный пиар, не знаю. Его имя указано в титрах с особой благодарностью за помощь в съёмках, да и поиск показывает, что чувак широко известен в стервологических кругах (правда, у него есть конкурент с похожей фамилией, покрупнее, но рынок они делят мирно, по всей видимости).

Итак, тренер в кадре знает, что он в кадре, и чувствует себя уверенно и комфортно — делая _странные_ вещи, повесим пока тут это неточное слово. Происходящее странно не из-за  комичного сходства ведущего с петухом в курятнике, не из-за чудовищно зажатых «сексуальных» танцев в белье под Бейонсе 7-летней давности, не из-за явного и абсолютно объяснимого дискомфорта, в котором пребывают все участницы, даже «хорошие» (потому что даже «хорошие» не обеспечены базовым уважением и не знают, какая моча стукнет тренеру в голову следующей). Действия тренера странны для наблюдателя сами по себе, потому что основаны на манипуляциях и противоречиях; точнее, так — противоречия и являются здесь основой манипуляции.

Он постоянно одергивает участниц, постоянно обесценивает их действия — но на словах требует, чтобы они  пробудили в себе животную грацию, были сексуальными, раскрепощенными и так далее. Понятное дело, сбитым с толку человеком легче вертеть; чувство собственного достоинства — сильная опора, и манипулятору куда легче иметь дело с людьми, у которых нет этой ненужной детали. «Я вас не боюсь» — говорит одна из участниц, с серьёзным добрым лицом, и тренер, как нервное ссыкло, отворачивается от неё и бежит к другим за поддержкой: «чего она боится? чего она боится?»

Сложно быть знойной и раскованной, если ты такой не родилась, но пробуждать в себе фривольность под взглядом немолодого, обрюзглого малознакомого дядьки, грубого и тыкающего — я вообще не знаю, как такое возможно (и главное, зачем). Будь повелевающей стервой и королевой — и заткнись, убогая, кому ты нужна. Слова другие, но смысл именно такой. Сбивающая с толку противоречивость — очень хреновая основа для обучения, но это и не обучение. Это как воспитательные установки горе-родителей, ставшие анекдотом: «закрой рот и ешь суп», «ты никто, ты ничего не добьешься» — и «почему четверка?» Но если родители зачастую просто не видят противоречий, а давят по незнанию, здесь пример гораздо более интересный с зоологической точки зрения. Тренер учит манипулировать, то есть учит тому, что хорошо умеет делать сам; забавный момент в фильме — когда он просит деньги у одной из участниц, обнимая её колени. Это, я бы сказала, визитная карточка мастера, минипрезентация — милая и безобидная по форме и очень точная по сути. Именно выманивание денег. Именно — не мытьем, так катаньем, все средства хороши. Вот только основной объект манипулирования — вовсе не мужчины, как хотелось бы, наверное, думать участницам, — а они сами, их бисерные кошелёчки.

Взгляд камеры здесь так же, как в фильме «Кровь», добр и светел, вопреки выбранной теме, казалось бы. Самая драматичная сцена — финальная, с потерянными взглядами женщин, которым тренер сообщил, что «мужчину обмануть невозможно». Оставим пафос заявления в покое, но ведь интересный психологический выверт: а зачем это говорить-то? Что это — странная честность, пародия на неё, или дикое бесцельное озорство — чтобы не просто денег с жертвы снять, а ещё и посмеяться напоследок?  Или просто позёрство? Но портрет — именно как портрет — получился интересный, насколько интересна может быть для внимательного исследователя личность паразита.

***

На следующей неделе, 13 апреля, в Документальном киноклубе фильм Дмитрия Кубасова «Таня пятая»; информация о событии и о фильме здесь.

***

А 10-го Михаил Ефремов читает там же, в Еврейском музее, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», я пойду, запись здесь.

***

Сейчас я читаю книги из институтской программы, восполняю пробелы; ориентируюсь частично на филфаковские списки, частично на список Бродского. До «Истории» Геродота руки дошли, стыдно сказать, только сейчас. И вот, читая Геродота, я вдруг вижу имя — Ликофрон, и вспоминаю, что несколько лет назад, на волне увлечения театром, я начинала писать пьесу по этой истории. Первые мои драматургические опыты были и задуманы, и реализованы как абсолютно графоманские, к «Ликофрону» же я с самого начала отнеслась скорее серьёзно.

Вообще, графоманство — великолепная терапия, лучший писательский релакс. Это как почесать, где чешется. На второй своей пьесе я уже почувствовала весь кайф от процесса и наделила своё детище почти всеми графоманскими болезнями: и аллегорические герои у меня там, и ремарки — как кто что говорит, и описание костюмов, и могучая мысль в основе. Мысль мне, кстати, до сих пор нравится: я сделала основой сюжета фигуры танца, и зарифмовала с ними все событийные перемещения 4 пар героев. Каждое действие у меня предварялось техническим описанием фигур танца и схемой расположения участников, а в финале женщина по имени Феникс уволакивала главного героя в зеркало (да). В общем, я получила большое удовольствие, а вот Коляду, которому я это дело отправила на конкурс «Евразия», конечно, жалко, но это его крест.

С «Ликофроном» история получилась совсем другая, и я думаю, что она не окончена. Точнее, мне хотелось бы так думать.

UPD. Я нашла текст пьесы с Фениксом в онлайне. У Коляды на сайте текст тоже лежит в доке, похороненный, но удобнее давать ссылку на другой источник; вот здесь пьеса на каком-то агрегаторе рефератов, мне на радость. Энджой.

Картинка с Эпидавром отсюда.

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: