За первые январские дни мне удалось из неясных надежд и опасений сформулировать то, чем будет жить роботесс-дот-ком в 2015 году. Получилась такая лично-общественная тема: что изменилось в модном мире нашей страны, и что лично я буду со всем этим делать.
Вещи
Блог посвящен моде, разговоры о политике тут были бы смешны, но полностью игнорировать серьёзные темы уже не получится: у самоубийственных авантюр, которые у нас зовутся внутренней и внешней политикой, будут — и уже есть — прямые следствия в моде, особенно в массовой.
Мы станем более хуже одеваться, судя по всему.
Я была удивлена, когда в одном из фейсбучных обсуждений, на вопрос «Чувствуете ли вы, что пахнет жареным, что скоро все станет другим, и совсем не факт, что лучшим» — одна модная блогерша, пишущая в основном про правильных отечественных дизайнеров-почвенников, ответила: «Ой, не знаю, по-моему, все очень позитивно». С её точки зрения, вне всякого сомнения, да: жить стало лучше, жить стало веселей.Тут бы и расцвести отечественному производителю, когда мировые модные марки одна за другой уходят с российского рынка. (История стараниями Кристин Руан учит, что в девятнадцатом веке это не прокатило, но кто ж её читал, Кристин Руан). Лично меня происходящее пугает по-настоящему угрозой изоляции, а вовсе не оскудением торговых центров; но боюсь, это явления связанные.
Покупательная способность снижается вместе с реальными доходами, новые вещи покупать труднее. Ситуация с поисками стиля и следованием ему — усложнилась, стала настоящей дизайнерской задачей с жесткими условиями; не такой, как в совке, но достаточно жесткой. Теперь труднее просто копировать модные картинки; на первый план выходит вкус, способность отбирать и забраковывать.
В ситуации изобилия можно было просто собирать луки из похожих одноразовых вещей в масс-маркете. Теперь выкидывать будет жалко, придётся планировать покупки с оглядкой на возможность носить их подольше, и по-моему, в конечном итоге это вовсе не плохо.
Если попробовать выловить тенденцию из воздуха, из разговоров, прислушаться, становится понятно, что потребление, каким оно было последний десяток лет, само его количество и качество, — вышло из моды. Душа просит простых, выразительных, легко сочетаемых, приятных в носке, надежных вещей. Понятие комфортности вещи развивается, оно уже начало усложняться (и я думаю, это продолжится): важны и фактура ткани, и терморегуляция, и возможность модифицировать вещь, и её уместность в разных ситуациях — чтобы и в пир, и в мир.
Понятие «разумное потребление» вот-вот придет и к тем, кто всю жизнь плевать на него хотел.
Самое главное во всей этой невольной новой скромности — что это не внешняя штука, а внутренняя. Это не про то, что «пойду куплю себе много новых аскетичных вещей». Это про отрезвление и самодисциплину, про большую требовательность к себе, и как это ни странно звучит — большую требовательность к самим вещам.
И да, основная тема блога — мода с точки зрения функциональности — обретает в 2015-м просто невиданную актуальность. По идее, это должно обеспечить мне вал вдохновения.
Знания
Тот же подход, что и к одежде, я бы применила и к собственным знаниям-умениям. Время для этого пришло. В ленте я наткнулась на статью, на которую не хочу давать ссылку: мне очень не понравился тон. Но одну ценную мысль я оттуда выловила, и всё-таки спасибо автору — очень вовремя. Мысль была такая: когда человек накапливает большое количество знаний — правильных, эффективных, меняющих жизнь, всё такое — и ими не пользуется, они начинают в нём тухнуть, гнить (а человек — ныть). Метафорически довольно верно, именно это они и делают.
Речь не идет об умениях, которыми вы не пользуетесь, потому что просто нет случая; старое умение может лечь в основу нового, применяемого, и тогда всё ок. Вот, например, я 5 лет занималась айкидо, а потом перестала. Но это вовсе не было бесполезным: айкидо много чего определило в моём мировоззрении, а перемены в физической форме и жизненном распорядке сложно даже оценить. Именно с тех пор осмысленная физическая нагрузка стала для меня обязательной.
Речь о больших и маленьких лайфхаках, о жизненных уроках, о принятых правильных стратегических решениях. О пройденных тренингах. О полезных и правильных книгах. Когда человек прочитал, согласился, решил с утра начать новую жизнь, а назавтра проспал, а потом забил — вот этого не надо.
Мой личный урок 2014 звучит так: никакого больше бесполезного знания. Правило\ привычка \ стратегия \ лайфхак я либо применяю, либо о нём забываю навсегда, освобождая ячейки памяти для вещей более полезных.
Моя стратегия-2015: теперь делай то, что знаешь.
Почти как с одеждой: не бездумное накопление, а тщательный отбор.
Люди
Вы будете смеяться, но — да, с людьми похожий принцип. Но совсем немного похожий, в той части, которая касается отбора.
Конец года — да и начало, чего уж там — подкинул такое количество индикаторов «свой-чужой», что это почти делает их менее серьёзными (на самом деле нет). Крым. Санкции. Навальный. Суд. Манежка. Вчерашний расстрел редакции «Шарли Эбдо». По поводу каждого из этих событий окружающие делятся мнениями: дураки, как водится — с сытым уверенным видом, умные — чаще с несколько растерянным. Совсем умные молчат. Но и они говорят, если спросить.
И если людей близких можно переубедить (или дать возможность убедиться), или в крайнем случае принять уж какими есть, то с остальными проще: свой-чужой. Это клуб, который я посещаю, а это клуб, который я игнорирую.
Сложность возникает, когда в клубе, который я игнорирую, находятся люди, нужные по работе. По их поводу я решила включить одновременно цинизм и человеколюбие, и оба говорят, что если нет времени и желания бороться и проповедовать — смирись с тем, что люди рядом игнорируют права человека и международные договоры.
В итоге явных идиотов и крокодилов я просто отправляю в бан и в игнор. Людей вроде порядочных, но вдруг поехавших на почве Крыма и патриотизма — осторожно обхожу без ссор. Сами опомнятся. Если с той стороны есть время и желание поговорить — просто задаю вопросы, без дискуссии. Ну, типа, хорошо ли брать то, что плохо лежит. Или правильно ли убивать людей за шутку, пусть грязную. И всё. На подумать.
Но что я заметила: свобода от казённого патриотизма и уважение человеческих ценностей — напрямую коррелируют с талантом. С журналистским — так точно, но не только с ним.Теперь очень забавно сопоставлять ответы людей по поводу Крыма, ну, или по поводу «Шарли Эбдо», с собственной оценкой качества того, что эти люди делают.
Пока я получаю только подтверждения.
В 2014-м я познакомилась с кучей интереснейших людей. С несколькими интереснейшими людьми прекратила общение — с ними не из-за политики, конечно, по другим причинам. Сейчас. подводя итоги, я думаю, что, собственно, их уход вовремя был таким же благом, как появление. Как это ни банально.
Помню, у Платонова — в «Чевенгуре», что ли — был герой, который вел приходно-расходную книгу, только там у него были люди. Если подойти к этому делу так же, мне удалось закрыть год в плюсе по интересным хорошим людям.
За 2014-й я стала спокойнее относиться к чужим мнениям, даже попирающим законы и общечеловеческие ценности. Точнее, я стала спокойнее принимать тот факт, что они есть, а в нынешней ситуации — громко и уверенно выражаются, несмотря на всякие там законы против разжигания межнациональной розни, против оправдания терроризма и т.д. Это возмущает по-прежнему, но мне не придёт в голову спорить с кремлеботом или переубеждать полоумную чью-то бабушку.
В общем, трудные времена очень хорошо на самом деле показывают: а) кто есть кто; б) кто чего стоит; в) что ценно.
Нам подкинули нехилый тренинг по развитию личности, я считаю. Главное — завтра не проспать.
Добавить комментарий