«Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу, да только настоящую принцессу. Вот он и объехал весь свет, искал такую, да повсюду было что-то не то; принцесс было полно, а вот настоящие ли они, этого он никак не мог распознать до конца, всегда с ними было что-то не в порядке. Вот и воротился он домой и очень горевал: уж так ему хотелось настоящую принцессу».

О подлинности и «настоящести» я в очередной раз задумалась на днях, после лекции Гоши Ростовщикова в ЗИЛе. Кроме понятного восхищения героем вечера, появилось много вопросов, прямо-таки поднялось со дна души много недодуманных в своё время мыслей.
Сам Гоша – фигура примечательная, даже если не знать его лично, а просто слушать со сцены, как я. Он заразительно хохочет, смех у него, как у Тима Талера – необыкновенно располагающий, дополнительный козырь в общении. И это не просто вывеска; чувствуется направленная энергия, он даже говорит, опережая себя, слова перегоняют друг друга. Зал был очарован. Почему я вспомнила: у Гоши необыкновенно образная речь, это даже похоже на какой-то жаргон, только его собственный. Про непроданное платье сказал, что оно «стоит как живое и смотрит на тебя». Японские вкусы в одежде охарактеризовал так: «Японцы, тема геноцида и стенаний». Даже добавлять ничего не хочется. Почему это было похоже на жаргон: он постоянно говорил «тяжелый» в значении «дорогой». Типа, «платье, тяжёлое, Шанель», «тяжёлый люкс». Любопытно, и напоминает Сорокина: у него в каком-то рассказе был культ веса; там связка «вес, тяжесть = бог = власть», здесь «вес, тяжесть = деньги = крутизна».
Этот самый тяжёлый люкс, «вес = крутизна», и заставил задуматься. Обычно обсуждения таких материй ведутся в русле настоящее/ подделка, дорогое/ дешёвое, натуральное/ синтетическое, качественное/ некачественное. Иногда добавляется ещё вкус /безвкусица, но поскольку эти слова употребляют и те, кто имеет вкус, и те, кто вкуса не имеет, к этой паре даже страшно подступиться.
Вопрос «настоящее или нет» волнует не только героев детских сказок. В последние годы эти категории переоценивались несколько раз, да и разами это не назовёшь: скорее варианты осмысления появляются один за другим и существуют параллельно.
Конечно, подделки носят: как правдоподобные, так и нет, как осознанно, так и нет. С модными девушками всё понятно, и кто-то на Фейсбуке умилялся бабушкам (нашим, не европейским) с сумками Луи Вюиттон.
Некоторое время держалась мода на подделки-стёб, подделки-треш, ain`t Laurent, «переосмысленные» логотипы, узнаваемые вещи с огромными надписями FAKE. Для иронии толстовато, для стритстайла – в самый раз.
И до сих пор есть совсем другое отношение, категорично-нормативное. Подлинное – круто, подделка – фу. Ну и, соответственно, владельцы – либо да, крутой (крутая), либо тоже фу. Это как раз вариант принца, которому хотелось непременно настоящую принцессу, не какую-то.
Важно, чтобы вещь была настоящей, неважно, хорошо это носить – или нет, – на эту тему можно бесконечно спорить, потому что это вопрос ценностей. В разговоре с Анной Шарлай, обсуждая методику Style Statement, мы затронули эту тему; её пример был как раз важная для конкретного человека подлинность – и тогда ему нужны дорогие качественные вещи, возможно, с историей, сделанные мастером, натуральные материалы и так далее.
Но, мне кажется, тут есть ещё кое-что. В последние годы, с разрастанием Интернета и информационной сферы, картина мира усложнилась в несколько раз, это неизбежным образом привело к дроблению, к противоречиям и избытку информации, которых не было в эпоху просто телевизора. Если раньше тебе пели в уши, более или менее согласованно, ближайшее окружение, начальник и государство, то сейчас количество хористов увеличилось в десятки, сотни раз; у каждого человека каждый день есть возможность увидеть, услышать, прочитать и обсудить то, о чём бы он в предыдущие эпохи просто никогда не узнал. Если до Интернета ты общался с теми, кто по крайней мере тебе понятен (не обязательно ты был с ними согласен), чаще всего это был, кроме исключительных случаев, более или менее один круг, то сейчас, в какой-нибудь ветке комментариев, могут сойтись – и сходятся – разные миры.
Принять как факт существование другой вселенной, основанной на других принципах и ценностях – не каждое сознание такое выдержит, не каждому этому под силу. А тут приходится, свой круг общения стал частично проницаем: на уровне слов и изображений, но всё же. В нацеленный на однозначность ум приходит многозначный, многосмысленный, черт знает какой мир.
Некоторым тяжело, и хочется узнать Правду, какую-нибудь очень простую. Хочется, чтобы кто-то Большой и Умный сказал, Как На Самом Деле. Большие и Умные говорят, но что-то всё разное. А почему? Наверное, это не те, неправильные большие, надо Правильных, которые Знают, Как Надо. Это очень понятное желание обрести опору используется… простите, это блог про моду.
Если не получается обрести опору в духовной сфере, и мир всё так же лукаво-многозначен, то должно же найтись хоть что-то? Хоть сумка «Шанель».
«Тут все поняли, что перед ними настоящая принцесса. Еще бы, она почувствовала горошину через двадцать тюфяков и двадцать перин из гагачьего пуха! Такой нежной может быть только настоящая принцесса».
Добавить комментарий