Революция в скобках. Чем крут декоративный феминизм Dior

«Футболка с феминистским слоганом от Dior — главная вещь сезона».
«Аксессуары для феминисток в весенне-летней коллекции».
‘Dior’s Paris Fashion Week Show Was a Feminist Celebration’

— и сестры Белл скачут в инстаграмных роликах, не забывая демонстрировать сумки, очки и пояса.

Признаюсь, вся эта модная вакханалия с упоминанием дорогого мне движения всуе — здорово меня раздражала.

Ну нельзя, думала я, вот так просто брать и делать феминизм модным продуктом, товаром, который можно надеть  и ходить так, изображая свою причастность. Феминизм — это глубоко и серьёзно, это о фундаментальных правах половины вообще всех людей на планете. О ценностях. Это способ мыслить о себе и о мире, а не маст-хэв сезона. Так я думала, и смотрела на объективно хорошую коллекцию  с марксистской точки зрения.

Тут должно появиться «но», и оно появляется.

Но. Вчера я была на лекции Андрея Аболенкина, посвященной герцогу Виндзорскому и его влиянию на мужской и — косвенным образом — на женский гардероб. Где разговор о женских брюках — там разговор и о женском движении, о правах и возможностях, об изменении общественных норм.

Тему «феминизм» Андрей проиллюстрировал мрачной историей Виолетты Морис, французской олимпийской чемпионки сразу в нескольких видах спорта. Виолетта носила мужскую одежду, курила и демонстрировала вызывающе агрессивное поведение, понимаемое современниками как мужское (что характеризует мужчин очень сомнительно, ну да ладно). Пример был единственный и в формате лекции закрывал тему «феминизм» полностью.

А с Виолеттой Морис есть серьёзная проблема, не считая её внешнего вида, отличающегося, мягко говоря, от конвенциональной красоты. Виолетта Морис работала на гестапо, даже ездила на Олимпийские игры 1936 года в Берлине  по личному приглашению Гитлера — а она ещё передавала фашистам секретные сведения. В 44-м году её ликвидировало французское Сопротивление.

Оговорившись «Я не хочу здесь делать нравоучительных выводов», Андрей именно что сделал нравоучительный вывод — да, по одному произвольно выбранному преступному примеру. «Если вы идёте по пути силы, эта сила вас и сожрёт» — за точность цитирования не ручаюсь, но смысл такой. То есть будете бороться за свои права, бабоньки, — получите вот что.

Приём вполне пропагандистский и, увы, узнаваемый. Для иллюстрации явления икс, которое надобно очернить, следует выбрать кого-то некрасивого, ну или по крайней мере самую некрасивую фотку. (Выполнено и то, и то. В презентации было фото, где Виолетта больше похожа на Мао Цзе Дуна, чем на себя). Далее. Чтобы у публики сработало безусловное отвращение, сообщите в связи с явлением икс о чем-то безусловно отвратительном, или лучше сразу выберите пример, действительно запачканный чем-то подобным. Если вы в России, это фашизм и педофилия. Это именно те ярлыки, которые используют на российском телевидении, чтобы метить ими внешних и внутренних врагов.

Не думаю, что это была сознательная манипуляция. Просто лекция — продукт авторский, и трудно избежать субъективного взгляда. Здесь всё дело в том, что в единственной выбранной иллюстрации выразился весь страх и всё отвращение, которые вызывает феминизм как явление у конкретного человека и преподавателя — искренне вызывает, на полном серьёзе.

Мне — честно — трудно представить это отношение изнутри. Почему так? Чем плохо требовать к себе нормального отношения — без оценок типа «какие сиськи»? Чем плохо требовать равной с мужчинами зарплаты при выполнении такой же работы? Да бог с ними, с сиськами и с зарплатой. Тут бы остаться живой. Женщин убивают мужья и любовники тысячами в одной только России. Почему — потому что «можно». Получается, бороться с этим «можно» — плохо? Что за бред?

(У меня есть маленькая гипотеза на этот счет. Многие люди не мыслят с позиции win/win. В их головах — позиция winner/loser, понимание человеческих прав как ограниченного ресурса, то есть другому отдал — значит сам потерял, и собственные права понимаются как власть над другим человеком. Мне в этом видится уродливая, перевернутая мораль, какие-то шаламовские «Очерки уголовного мира» — когда сознательно. Или уж очень большой страх, смешанный с глубоко запрятанной виной. Действительно, жертвы, которая больше не хочет быть жертвой, мучителю иногда стоит бояться — именно поэтому с ней обычно жестоко расправляются. Но не до такой же степени бояться, особенно если лично вы ничего плохого жертве не сделали!)

Возвращаясь к сестрам Белл и Dior. Мария-Грация Кьюри великая, ну да это было понятно и так. Вчерашняя лекция помогла мне понять, почему надпись на футболке — это не просто маркетинг, и что феминизм в рекламе — это тоже хорошо. Котики Рут и Мэй делают очень важную вещь: добавляют феминизму красивый визуальный ряд.

Вот я написала в начале про ценности и позицию — ну кому они сами по себе нужны. Люди в большинстве не думают о ценностях, не рефлексируют, чаще всего просто живут — на эмоциях, редко включая рацио. Это эмоции управляют ими, а не разум, когда они изрыгают оскорбления, бьют жен и детей, кидаются на того, кто, как им показалось, косо посмотрел или сказал не то или не тем тоном.

Но эмоции могут быть разными, правда? И можно работать с другими эмоциями: вызывать радость, умиление, показывать то, чем приятно любоваться. И пусть это будут полудетские модельные личики, а рядом сумки какие-нибудь и ремни зазывно светят заклепками. Сумки — это тоже жизнь. И феминизм — жизнь, а не свет далекой звезды и разговоры о высоком, если вы действительно хотите, чтобы идеалы женского движения были — вот, рядом.

И пусть вам кажется, что мода — это несерьёзная фигня. Она растворена в жизни обычного человека, в отличие от обсуждения серьёзных ценностей. Лучший способ помочь сформироваться новой общественной норме — сделать её повседневной. Написать на футболке, например.

Может, хоть так дойдёт.

P.S. Комментировать пожалте в фейсбук. Я нарочно так сделала, чтобы нельзя было насрать и убежать. Инсталляции в этом блоге оставлять больше не получится (помните анекдот про отличие инсталляции от перформанса? Вооот). Только на фб, и только перформанс.

Фото: 1, 2.